alt

Враги называли его «собакой» (по-гречески – «кинос», отсюда слово «цинизм») за его бесстыдный образ жизни и постоянные язвительные замечания, на которые он не скупился даже для близких друзей. При свете дня он бродил с зажженным фонарем и говорил, что ищет человека. Он выбросил чашку и миску, когда увидел, как какой-то мальчик пьет из горсти и ест из углубления в мякише хлеба, заявив: ребенок превзошел меня простотой жизни. Диоген высмеивал высокое происхождение, богатство называл «украшением испорченности» и говорил, что бедность – единственный путь к гармонии и естеству. Только много лет спустя я поняла, что суть его философии не в намеренных чудачествах и воспевании нищеты, а в стремлении к свободе. Парадокс однако в том, что такая свобода достигается ценой отказа от всех привязанностей, благ культуры, наслаждения жизнью. И это оборачивается новым рабством. Циник (в греческом произношении – «киник») живет так, будто боится возбуждающих желания благ цивилизации и бежит от них, вместо того чтобы свободно и разумно ими распоряжаться.

Его даты

  • Ок. 413 г. до н. э.: Диоген родился в Синопе (тогда греческая колония); его отец был менялой. По легенде, Дельфийский оракул предсказал ему судьбу фальшивомонетчика. Диогена изгоняют из Синопа – якобы за подделку сплавов, идущих на изготовление монет. В Афинах он становится последователем Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы циников, нищенствует, «живет в бочке». Современник Диогена Платон называл его «безумным Сократом».
  • Между 360 и 340 гг. до н. э.: Диоген странствует, проповедуя свою философию, затем попадает в плен к разбойникам, которые продают его в рабство на остров Крит. Философ становится духовным «хозяином» своего господина Ксениада, учит его сыновей. Кстати, он так хорошо справлялся со своими обязанностями, что Ксениад говорил: «В моем доме поселился добрый гений».
  • Между 327 и 321 гг. до н. э.: Диоген скончался, по некоторым источникам, в Афинах от тифа.

Пять ключей к пониманию

Жить тем, во что веришь

Философия – это не игра ума, но образ жизни в полном смысле этого слова, считал Диоген. Еда, одежда, жилище, ежедневные занятия, деньги, отношения с властью и другими людьми – все это нужно подчинить своим убеждениям, если не хочешь потратить жизнь впустую. Это желание – жить как мыслишь – общее для всех философских школ Античности, но у циников оно было выражено наиболее радикально. Для Диогена и его последователей это прежде всего означало отвергнуть социальные условности и требования общества.

Следовать природе

Главное, утверждал Диоген, – жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация, искусственно, противно его естеству, а потому философ-циник должен пренебречь любыми условностями общественной жизни. Работа, собственность, религия, целомудрие, этикет лишь осложняют существование, отвлекают от главного. Когда однажды при Диогене похвалили некоего философа, который жил при дворе Александра Македонского и, будучи фаворитом, обедал вместе с ним, Диоген лишь посочувствовал: «Несчастный, он ест тогда, когда это угодно Александру».

Упражняться в худшем

В летний зной Диоген сидел на солнцепеке или катался по раскаленному песку, зимой обнимал покрытые снегом статуи. Он учился переносить голод и жажду, сознательно причинял себе боль, стараясь ее преодолеть. Это не было мазохизмом, философ просто хотел быть готовым к любой неожиданности. Он считал, что, приучая себя к худшему, уже не будет страдать, когда это худшее случится. Он стремился закалить себя не только физически, но и духовно. Однажды Диоген, которому нередко случалось нищенствовать, стал просить милостыню... у каменной статуи. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: «Я привыкаю к отказам».

Провоцировать всех

В мастерстве общественной провокации Диоген не знал себе равных. Презирая власть, законы и социальные знаки престижа, он отвергал любые авторитеты, в том числе и религиозные: ему не раз случалось присваивать в храмах дары, пожертвованные богам. Науки и искусства не нужны, ведь главные добродетели – достоинство и сила. Жениться тоже не нужно: женщины и дети должны быть общими, а инцест не должен никого волновать. Свои естественные нужды можно отправлять при всех – ведь не стесняются же этого другие животные! Такова, по Диогену, цена полной и истинной свободы.

Оттолкнуться от варварства

Где предел страстному желанию человека вернуться назад, к своему естеству? В своем обличении цивилизации Диоген доходил до крайности. Но радикализм опасен: такое стремление к «натуральному», читай – животному, образу жизни ведет к варварству, полному отрицанию закона и в итоге – к антигуманизму. Диоген учит нас «от противного»: ведь именно обществу с его нормами человеческого сосуществования мы обязаны нашей человечностью. Отрицая культуру, он доказывает ее необходимость.