Есть ли бонусы у наивности?

Простота, доверчивость, умение искренне и открыто восхищаться музыкой, фильмами или другим человеком, бесхитростность — все это слагаемые наивности (в противоположность чрезмерной усложненности и цинизму). О простодушном человеке мы говорим: «Он наивен как ребенок!» и испытываем прежде всего трогательные чувства.

«Наивный», от латинского слова nativus, — «рожденный» («врожденный»), то есть речь идет о естественном, непосредственном, нерефлексивном детском взгляде на природу вещей»*. Возможно, поэтому встреча с наивным человеком невольно пробуждает в нас воспоминание об изначальной искренности и непосредственности восприятия мира и людей.

Но наивность может так же сильно и раздражать. «Такая двойственность чувств говорит о том, что наивность многогранна», — поясняет транзактный аналитик Екатерина Игнатова. За счет чего?

Такое поведение является защитной позицией перед реальностью, жизненными трудностями, на которые нельзя повлиять

Транзактный анализ предполагает, что в разных обстоятельствах наше «Я» проявляется в трех состояниях: Ребенок, Родитель, Взрослый.

«Если привычно доминирует Родитель, который все знает наперед и при этом не видит дальше собственного носа, то такое наивное всезнайство будет воспринято скорее всего как глупость и ограниченность, — рассказывает Екатерина Игнатова. — Когда же в личности доминирует Ребенок, которому страшно брать на себя ответственность, окружающие делают акцент на его инфантильности. И лишь имея дело с теми, в ком жив Ребенок — спонтанный и доверчивый, — мы воспринимаем его наивность чаще всего без осуждения, наоборот, подчеркивая его открытость и чистоту души».

Откуда берется наивность? «Чаще всего это субъективная позиция, которую человек бессознательно занимает и которая проявляется в форме вытеснения, — говорит психолог, эксперт по психодиагностике Людмила Яшина. — Это что-то вроде «Я не хочу ничего знать о несовершенстве мира и своего существа. И буду вести себя так, как будто этого нет». Такое поведение является защитной позицией перед реальностью, жизненными трудностями, порой трагедиями и катастрофами, на которые нельзя повлиять».

Стратегия избегания

Иногда наивность может скрывать лень, стремление манипулировать (изображать неспособного ни к чему, чтобы о тебе позаботились) или трусость (изображать неведение, чтобы не брать на себя ответственность). Именно поэтому для многих она неприемлема.

«Все эти «Да, ты так думаешь?» и «Мы хотели как лучше», в которых реальные дела и поступки вязнут как муха в меду, просто бесят меня, — возмущается 37-летний Олег, руководитель PR-агентства. — Наивные люди обожают изображать жертву обстоятельств, на самом деле манипулируя вами и стараясь вызвать сочувствие».

«Часто наивно ведут себя и те, кто руководствуется очень высокими стандартами, — считает Людмила Яшина. — Например, в раннем возрасте им объяснили, что врать нехорошо, и они не представляют себе обмана во взрослой жизни.

Такие люди не рассуждают о правде и лжи, они просто так чувствуют и так живут. Они руководствуются высокой моралью, любой обман их возмущает: «Как же он мог так поступить? Зачем распространил заведомую ложь?» Такие люди действительно очень доверчивы, и их легко обмануть».

Находясь в настоящем, начинающий восхищен своими открытиями, он получает, у него все есть, он не чувствует недостачи

Так, 26-летнюю Марину партнер в течение трех лет обманывал, а потом неожиданно бросил. «Я доверяла нашим отношениям и не думала, что у меня будет повод для ревности. Друзья предостерегали: «Доверяй, но проверяй». Но я не считаю, что этот принцип правильный, и надеюсь встретить мужчину, который разделяет мои взгляды».

Психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) писал о тех, кто считает наивность изъяном: «Необманутые ошибаются»**. Валерия как раз уверена, что ее не обманешь. Ей 45 лет, и с юности она упрекает свою мать в том, что та смотрит на жизнь сквозь розовые очки: «Она может остановиться посреди многолюдной улицы и начать восторгаться цветом облака или формой бензинового пятна на асфальте. Мне невыносимо это громогласное простодушие».

В согласии с настоящим

«Наивный разум», или сознательная наивность, которая так раздражает Валерию, кажется привлекательным философу Мишелю Лакруа (Michel Lacroix): «Это наивность взрослого человека, которая состоит из знания, реализма, проницательности, а также суммы разочарований. Подавляя ее, можно лишить себя основных качеств, необходимых для благополучной жизни: доверия, восхищения, открытости, энтузиазма».

Одаренность простодушных объясняет и философия дзен, в которой есть понятие shoshin, то есть «ум начинающего»: «Он содержит много возможностей, которыми не обладает мастер», — считает учитель дзен Сюнрю Судзуки (Shunryu Suzuki)***. Иначе говоря, тому, кто смотрит на мир свежим взглядом, открывается гораздо больше.

«Наивность — это способ существования в согласии с настоящим и только с настоящим, — продолжает Сюнрю Судзуки. — Мы страдаем не от того, чего нам не хватает, а от незнания того, чем мы обладаем. А находясь в настоящем, начинающий восхищен своими открытиями, он получает, у него все есть, он не чувствует недостачи».

Есть ли бонусы у наивности?

Свежесть мировосприятия помогает нам быть открытыми другим людям. «Я думаю, что человек по природе своей добр и ему можно доверять, — улыбается 30-летняя Елена, школьный учитель. — Но мне часто говорят, что я наивна, особенно для преподавателя, который каждый день сталкивается с маленькими хитростями своих учеников, в частности с желанием увильнуть от наказания за невыученный урок. И тогда я отвечаю, что цинизм разрушает планету, а наивность ее спасет!»

«Помимо того что при наивном взгляде на мир мы остаемся гибкими и восприимчивыми к новому, наивность — и это не менее важно — позволяет нам верить и доверять, — подводит итог Екатерина Игнатова. — Доверять себе, другим и миру в целом». Быть может, сознательная наивность — это есть самое гармоничное состояние нашей души?


* Философский энциклопедический словарь (Инфра-М, 2011).

** J. Lacan, Seminaire XXI, Les Non-dupes errent, 13 ноября 1973 года.

*** C. Cудзуки «Сознание дзен, сознание начинающего» (Альпина Паблишер, 2013).