Как не выгореть на работе: 3 полезных правила

Мы вечно куда-то спешим, не успеваем, опаздываем и переживаем, когда что-то идет не по плану. Казалось бы, развитие технологий должно было существенно облегчить жизнь. Однако этого не случилось. Гаджеты сделали нас более ленивыми и менее стрессоустойчивыми. А наша эффективность снижается, несмотря на их помощь.

Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда сотрудник получает новое задание или работу своего коллеги без какого-либо предварительного объяснения и подготовки. В погоне за более высокой должностью, повышением дохода или из страха разочаровать начальство человек не решается отказаться от лишней нагрузки. И начинает работать на износ.

Работа по 8-10, а иногда и по 12-14 часов не приводит к повышению эффективности сотрудника. В своей практике я встречала разные типы людей: одни спали по 5 часов, а работали по 12, другие — спали по 8 часов и работали по 6. Как думаете, кто был более эффективным? С уверенностью могу сказать, что эффективность не имеет отношения к количеству часов, которые вы работаете. Она напрямую связана с тем, как вы работаете.

Выгорание и снижение эффективности — это намного больше, чем просто следствие физического состояния

По дороге домой вы продолжаете проверять почту и мессенджеры, а дома — строите планы на следующий день, воспроизводите в голове варианты встреч, задач и возможных решений. А утром — снова в бой. Все это не делает вас высокоэффективным, а, напротив, приводит к выгоранию.

В какой-то момент в потоке мыслей, вопросов, желания все успеть и несовпадения планов вам захочется пустить все на самотек. Еще вчера человек был лучшим сотрудником, а сегодня, достигнув точки кипения, бросил работу и отличные перспективы. Компания потеряла ценный кадр. Такая ситуация не редкость.

Компании заботятся о физическом здоровье сотрудников, не понимая, что выгорание и снижение эффективности — это намного больше, чем просто следствие физического состояния. Сейчас некоторые мировые корпорации начали внедрять программы помощи сотрудникам — Employee Assistance Program (EAP), которые направлены на улучшение их психического здоровья.

Такие программы подразумевают регулярные консультации, помощь в экстренных ситуациях и аудиты состояния сотрудников. В зависимости от предпочтений консультироваться можно лично, онлайн, по телефону или в мессенджере. Кроме того, работают круглосуточные специалисты поддержки на горячей линии. EAP могут варьироваться в зависимости от групп сотрудников, например, топ-менеджеры, женщины, высшее руководство.

У нас такой практики пока, к сожалению, нет. Однако существуют и небольшие шаги, соблюдение которых может стать профилактикой выгорания и повысит ежедневную эффективность.

1. Выработайте полезные привычки для начала дня

Как начнешь день, так его и проведешь. Обратите внимание, как организовано ваше утро. Автор книги «Магия утра» Хэм Элорд говорил, что первый час определяет успех. Отведите себе 5 минут тишины для визуализации, размышления и подготовки к новому дню. Затем — 5 минут для аффирмации. Это позитивное утверждение для улучшения любой области жизни. И не забудьте 15-20 минут посвятить физическим упражнениям или чтению.

2. Грамотно организуйте рабочее пространство

На вашем рабочем столе должно быть минимум предметов, которые могут отвлекать от процесса и мешать быстрому принятию решений. Если вы 5 минут ищете что-то на столе или в компьютере, это сразу снижает вашу эффективность и концентрацию.

Так было у меня, пока я не взяла паузу и не навела порядок. Сейчас я могу найти любую необходимую информацию или документ, не задумываясь. Интересно, что раз в месяц я делаю то же самое дома. Это помогает не отвлекаться на мелочи, снижает риск нервных срывов и переживаний из-за неспособности найти что-то нужное.

3. Попробуйте медитацию

Многим медитация кажется чем-то бесполезным. Сидишь, ничего не делаешь, не думаешь. Что за пустая трата времени? Но на самом деле мозг каждый день работает с сумасшедшей скоростью. Столько всего надо сделать, запомнить. В какой-то момент ему просто необходимо спокойствие.

Медитация помогает контролировать мысли, чтобы они не контролировали вашу жизнь. Если вы испытываете чувство стресса или неудовлетворенность в достижениях, медитация может стать первым шагом к решению проблемы.

Запомните простую идею: между эффективностью и работой на износ очень тонкая грань. Важно смотреть на себя со стороны, уметь расставлять приоритеты, брать паузы, грамотно организовывать свое время, пространство и мысли.

Анета Коробкина

Об эксперте

Анета Коробкина — тренер, коуч и спикер KA World, основатель HospitalityTraining Institute. Подробнее на ее сайте.