Как вы побороли страх смерти?

***

После пяти лет курения у меня появились неприятные ощущения в бронхах — пробирающий импульсами зуд. Тогда возникла паранойя, мол, я нездоров. Это стало реальным поводом заняться собой. Я бросил курить и стал изучать человеческий организм, более качественно питаться и прочее.

Кроме того, я стал изучать вопросы танатологии, околосмертных переживаний, психологии умирания, художественные и религиозные тексты разных культур, посвященные этому вопросу. В них было много пищи для ума, которую я соотносил со своим опытом и брал самое необходимое.

К примеру, мне очень полезной была мысль Лейбница, суть которой в том, что лучше подготовиться к смерти и не пожалеть об этом, нежели не подготовиться и пожалеть.

Один из путей, который я нахожу тупиковым, — это путь, предлагаемый современным обществом. Он всеми силами предлагает не обращать внимания на смерть, отвлекает своими безделушками-развлекушками. Я утверждаю, следуя за тем, что узнал: Memento mori. Помните о смерти. Она — великий учитель. Советую почитать: Эрнеста Беккера «Отрицание смерти», Станислава Грофа «Человек перед лицом смерти», Тибетскую Книгу мертвых.

***

У страха смерти есть разные причины, как это ни странно. Конечно, есть и общий знаменатель, инстинктивно-биологическое «как это, я вот такой, самый главный для себя, умру?!». Но как правило, этот знаменатель срабатывает только в моменты реальной опасности, страха от какого-либо известия (о собственной болезни, например). С другими причинами вполне можно работать.

Для начала представьте, что вы уже умерли. Подумайте, о чем жалеете больше всего, что не успели, не сказали, не попробовали... Как правило, это будет тем, что генерирует большую часть страха смерти. Из всего списка начните делать то, что в вашей власти (понятно, что если есть сожаление, к примеру, о невыигранном миллионе долларов или о неиспытанной «великой любви», то это не в вашей власти, но заняться любимым делом вместо нелюбимого или сходить на свидание — вполне). Попытайтесь успеть максимум из этих дел за минимальное время, как если бы завтра/через неделю/через год вам грозила смерть.

Потом попытайтесь ощутить, что именно вам страшно в смерти (полная пустота или, наоборот, что там будет «что-то плохое»). Представляйте, что вы уже с этим столкнулись, и попытайтесь снизить свой конкретный страх, найдите положительный момент в каждом. Не будет ничего? — зато пока жив, буду стараться чувствовать по максимуму, жить полной жизнью. Будет плохое? — что ж, научусь при жизни управлять своим страхом и эмоциями, тогда и «там» будет легче.

В любом случае от всех упражнений по снижению страха смерти вы только выиграете — повысите качество своей жизни.

***

Полностью побороть страх не удалось. Не думаю, что мне когда-нибудь удастся это сделать, хотя бы потому, что бояться смерти естественно. Но однажды, в процессе подготовки к экзамену я прочитала в учебнике одну замечательную цитату из Эпикура: «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». И мне стало как-то проще относиться к этой теме.


***

С мыслью о своей неизбежной смерти надо спокойно и разумно примириться. Это может занять годы. Это примирение даст вам больше нежели преодоление страха: вы почувствуете радость жизни, буквально каждого ее дня. Умереть мы всегда успеем — надо жить, видеть каждый день чудо жизни!

***

Вообще, это базовый экзистенциальный страх и от него сложно куда-либо деться. Ирвин Ялом пишет о двух базовых механизмах избегания оного: вера в свою исключительность (то есть люди умирают, это факт, но не я лично) и вера в конечного спасителя («Некоторые люди находят своего спасителя не в некоем сверхъестественном существе, а в своем земном окружении, в виде лидера или какого-либо высокого дела. На протяжении тысячелетий люди таким образом побеждали страх смерти, принося свою свободу и саму жизнь на алтарь какой-либо высшей фигуры или персонифицированной идеи»).

Возможно, осознание универсальности этого страха может вам помочь.

Лет с 15 у меня был навязчивый страх смерти, который сильно занимал мое внимание. Я даже боялся уснуть, потому что считал, что не проснусь. Однажды мне довелось поделиться этим с отцом, на что он мне сказал: «А чего переживать, если ты можешь умереть в любую секунду? Кирпич, тромб, остановка сердца, землетрясение, машина, маньяк — какая разница?» Парадоксально, но после этого навязчивый страх меня больше не беспокоил вообще.

***

Страх смерти невозможно побороть. О нем можно забыть. Страх смерти возникает в основном из-за гуманистических ценностей и неизведанности мира. Человек, ощущая бесполезность и пустоту, стремится познать пространство и время, разумеется, акцентируя особое внимание на отсутствии времени, посему и возникает паника перед смертью.


***

Страх смерти для меня — это страх боли и незавершенных дел. Страх боли был легко преодолим, потому что я знаю, что боль можно выдержать, а если нельзя — на то есть болевой шок. А страх незавершенных дел отступает, если жить сегодняшним днем. Это не значит, что я не строю планы, нет. Но я не возлагаю на эти планы излишних ожиданий. Так в принципе легче жить. Ну и memento mori, как писали выше. От себя могу посоветовать еще: Мишель Монтень «Опыты», глава 20 о том, что философствовать — это значит учиться умирать.

Луций Анней Сенека «Письма к Луцилию»

  • «Мы испытывали смерть до нашего рождения: ведь смерть — это небытие, каково оно, мы уже знаем. После нас будет то же, что было до нас. Если в смерти есть какая-либо мука, очевидно, она была уже и раньше, чем мы явились на свет. Но тогда мы не чувствовали никаких страданий. Скажу так: не нелепо ли думать, что светильнику хуже после того, как его погасят, чем до того, как его зажгут. Мы тоже загораемся и гаснем. В этот промежуток времени мы испытываем некоторое страдание. Вне его по обе стороны должен быть полный покой. Вся ошибка в том, что мы думаем, будто смерть только последует за жизнью, тогда как она и предшествовала ей». (Письмо 54)
  • Смерь неизбежна, а потому мы не должны ее бояться: «Мы боимся не смерти, но мысли о смерти, потому-то от смерти мы всегда одинаково далеки. Итак, если смерти бояться, ее следует бояться постоянно, ибо какой же час изъят от ее власти?» (Письмо 30).
  • «Часто мы должны умереть и не хотим; умираем и все-таки не хотим. Конечно, все знают, что когда-нибудь придется умереть, однако, когда наступает час смерти, прячутся от нее, дрожат и плачут. Но разве не нелепо плакать о том, что не жил тысячу лет тому назад? И одинаково нелепо плакать и о том, что не будешь жить тысячу лет спустя. Ведь это одно и то же. Не было и не будет» (Письмо 77).
  • «Мы недовольны судьбой, но что справедливее: чтобы мы подчинялись законам природы или чтобы она подчинялась нам? А если так, то не все ли равно, когда ты умрешь, раз ты во всяком случае должен умереть. Надо заботиться не о том, чтобы долго жить, но чтобы жить достаточно» (Письмо 93).