Конец любви: как меняется наш основной инстинкт

Футурология рисует вероятные картины будущего в самых разных областях. Но, в сущности, все эти исследования ищут ответ на один-единственный вопрос: что ждет человечество в будущем?

Предсказания извержений вулканов, изменений конфигураций материков, замены больных органов человека на искусственные аналоги — все это будоражит наше воображение, однако неожиданно меркнет при знакомстве с выводами ученых о возможных изменениях в отношении любви и секса.

Не исключено, что именно перемены в этой сфере наиболее радикально трансформируют цивилизацию, культуру и наши представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Основной инстинкт — двигатель цивилизации

Мы не задумываемся о том, насколько любовь и секс определяют лицо нашей цивилизации. Производство и реклама, стимулирование потребления... Все то, что называется сложными экономическими терминами, так или иначе завязано на удовлетворении важной потребности человека — найти себе сексуального партнера.

Дизайн не только одежды, но даже автомобилей нацелен на потребности в повышении сексуального статуса и в случае успеха служит фоном для демонстрации:«Я на свете всех милее, всех румяней и белее».

Вся культура ­– литература, музыка, живопись, — все сюжеты и гармонии построены вокруг влечения, страсти, восторга или трагедии. Верность и ревность, счастье и горе, измена и предательство — практически все шедевры мировой культуры так или иначе воспроизводят эти сюжеты. Недаром лингвисты считают, что их всего-то тридцать три. Но именно они сформировали пути наших поисков счастья.

Американский биолог Мэтт Ридли в книге «Секс и эволюция человеческой природы» утверждает, что эти пути уже спустя десятилетие радикально изменятся. Пока остается открытым вопрос, чего нам ждать, потерь или приобретений. Посмотрим на главные прогнозы.

Телесный контакт останется в прошлом

Ученые ссылаются на данные о том, что либидо теряет свою власть над желаниями и стремлениями. Причем в каждом следующем поколении это становится все сильнее и сильнее. Тенденция проявляется не только в психологических установках, но и в физиологии.

Исследователи жонглируют многочисленными данными о снижении уровня тестостерона и активности спермы у мужчин. Прогнозы говорят, что процесс только усилится. Причем кроме таких очевидных причин, как ухудшение экологии и малоподвижный образ жизни, значительную роль играют изменения в социальной сфере — переформатирование гендерных ролей, усиление культа индивидуализма.

Поколение родившихся в начале ХХI века считается самым асексуальным за всю историю — здесь и относительно позднее начало половой жизни, и снижение интереса к сексуальным контактам. Наиболее ярко это представлено данными опросов, проводившихся в США, Канаде и Великобритании.

Однако наиболее пугающие традиционалистов данные относятся к японцам. Согласно результатам исследований Японского национального института населения и исследований социальной безопасности, около половины женщин и четверть мужского населения предпочитают обходиться без секса с реальными партнерами. Это явление получило в японской социологии название «синдром целибата».

Параллельно с этим технологический прогресс уже сейчас предоставил нам роботов, способных имитировать ласку, нежность и даже сексуальный акт. Пока что качество процессов уступает естественной физиологии, но уже ясно, что полноценная имитация человеческого сексуального партнера не за горами.

И ни тебе измен, ни неразделенной любви, ни трагедий, а одно лишь сплошное удовольствие, по крайней мере, так это выглядит на первый взгляд.

Конец любви: как меняется наш основной инстинкт

А как же дети?

Ученые и здесь спешат развеять наши опасения. С отмиранием секса человечество не вымрет, а возможно, даже наоборот — станет более здоровым. Уйдут в прошлое риски случайных комбинаций генов.

Генная инженерия, использование стволовых клеток помогут найти оптимальные сочетания генов и исключить риски наследственных заболеваний. Можно предположить, что уже через пару десятилетий на сторонников естественного зачатия будут смотреть так же, как сейчас на противников вакцинации.

А искусственное оплодотворение, по утверждению профессора Стэнфордского университета Генри Т. Грили, автора книги «Конец секса и будущее репродукции людей», станет естественной нормой цивилизованного человека.

И никакого «вместе навсегда»?

Вот здесь нам пророчат самые радикальные изменения. Жить мы станем дольше, при этом не теряя сексуальной привлекательности. Перспектива прекрасная, но вместе с нею угасает другая, не менее прекрасная, — жить вместе долго и счастливо и умереть в один день.

Просто с увеличением временных промежутков растут вероятности личностных изменений каждого из нас и уменьшаются другие — возможности того, что один-единственный человек способен составить счастье всей нашей жизни.

И следствия здесь предрекают самые разные. От браков длиною в пять-десять лет и регулярных расставаний, которые будут восприниматься примерно как сейчас мы относимся к смене места жительства, до торжества полигамных союзов.

Чем сердце успокоится?

При этом, по мнению автора книги «Любовь и секс с роботами» Дэвида Леви, прогресс технологий создаст роботов, которые смогут доставить нам те романтические эмоции, которых не хватает в отношениях с реальным партнером. Таким образом снизится уровень претензий друг к другу и конфликтов на этой почве. То есть киберпартнер будет помогать сохранить отношения с партнером реальным.

На одной из московских выставок в качестве иллюстрации идеи дополнительного друга была представлена девушка-робот, проникновенно читающая Блока:

И только с нежною улыбкой

Порою будешь вспоминать

О детской той мечте, о зыбкой,

Что счастием привыкли звать!

Кто окажется ближе к истине — Александр Блок или противоречащие друг другу в своих прогнозах футурологи, пока не вполне ясно. И вопрос, поймут ли наши внуки, в чем была проблема у Ромео и Джульетты, остается открытым.