Много лет изучая феномен зеркала, культуролог Мария Рон признает: разгадать все его загадки едва ли возможно...
Много лет изучая феномен зеркала, культуролог Мария Рон признает: разгадать все его загадки едва ли возможно...

Psychologies: Почему помимо чисто утилитарного мы наделяем зеркало самыми разными смыслами?

Мария Рон: Зеркало принадлежит к особым, значимым предметам, которые отражают нечто большее, чем они есть: они несут в себе идею. Книга отражает идею передачи знаний, кукла – идею моделирования и воспитания личности, часы воплощают наше представление о времени. Можно назвать еще сосуд, стол, дом, кровать… Зеркало относится к этому ряду культурных универсалий. История отношения человечества к нему – это история осмысления идеи отражения. Зеркальное отражение наглядно иллюстрирует идею двойственности бытия. Есть мир материальной реальности, в которой мы живем. И есть мир ирреальный. Кто-то назовет его сакральным, сверхъестественным. Кто-то – миром духовным, миром идей или идеального. Наверное, поэтому и интересен разговор о зеркале, поскольку на вопрос «что есть зеркало?» можно услышать разные ответы. Для одних это обычная вещь с оптическими свойствами, для других – инструмент самопознания, для третьих – магический предмет, способный открыть дверь в мир потустороннего, раскрывающий тайны прошлого или влияющий на будущее.

«МЫ ИЩЕМ В ЗЕРКАЛЕ ОТРАЖЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО СВОЕГО ТЕЛА, НО И ДУШИ, МЫ ИЩЕМ В НЕМ СВОЕ ВНУТРЕННЕЕ «Я»

Как вы заинтересовались этим феноменом?

М. Р.: В университете я долго не могла выбрать тему курсовой работы и неожиданно наткнулась на книгу филолога Абрама Вулиса «Литературные зеркала»*. Мой руководитель в шутку предположил: видимо, барышня взяла такую тему, потому что не может оторваться от своего отражения! Я в ответ предложила ему проверить, есть ли зеркало у меня в сумочке (его там не было и нет до сих пор). На самом деле сначала меня поразило многообразие смыслов и значений образа зеркала в искусстве и литературе разных эпох. А потом я увлеклась мифологией, осмыслением зеркальности… Оказалось, что тема неисчерпаема. Первые зеркала изготавливали из обсидиана, позже изобрели бронзовые. Они давали мутное изображение, но зато отражали свет и поэтому ассоциировались с солнечным диском, с идеей плодородия и использовались в различных магических ритуалах. Позже появились выпуклые стеклянные зеркала: они искажали изображение, словно капля, отражающая мир, – отсюда символика зеркала как всевидящего божественного ока. Знакомые нам плоские зеркала изобрели в XVI веке. В них самое загадочное – образ иной реальности, такой похожей на нашу, такой достоверной…

Ее путь

  • 1976 Родилась в Санкт-Петербурге.
  • 1998 Окончила факультет изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург).
  • 2004 Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Метаморфозы образа зеркала в истории культуры».
  • 2006 Доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена.

И все-таки иллюзорной?

М. Р.: Да, потому что мы не можем ее потрогать, услышать, ощутить запахи. Для славян и западноевропейских народов зеркало – это граница между миром реальным и потусторонним, опасным миром духов, миром смерти. Отсюда традиция завешивать зеркала при покойном или представление о том, что разбить зеркало – плохая примета. Интересно, что существовал целый ряд табу для женщины: она не могла смотреться в зеркало, когда была беременна, во время менструации, во время грозы – считалось, что мир зазеркалья мог на нее отрицательно повлиять. Эти запреты сложились в патриархальный период, когда мужчина ассоциировался с силой, стойкостью, а женщина воспринималась как более слабая, а значит, уязвимая. Впрочем, на Востоке символика более благожелательная: зеркало чаще ассоциируется не с границей потустороннего мира, а с солнцем, плодородием, поэтому может принести счастье, помочь в появлении потомства, служить оберегом.

В зеркале происходит инверсия: правое и левое меняются местами. Это ведь тоже, наверное, важно?

М. Р.: Сегодня мы редко об этом задумываемся, но раньше такая инверсия вызывала тревогу и страх: «вторая реальность» воспринималась как обманчивая, таящая угрозу. Дело в том, что в европейской традиции понятия «правое» и «левое» имеют ценностное значение. Правое ассоциируется с праведным, добрым, правильным, а левое – с ложным, злым. Поменять их местами – значит нарушить мироустройство, мир. Вот почему в христианской традиции существовало отношение к зеркалу как к чему-то опасному, дьявольскому. В частности, зеркало нельзя было вешать рядом с иконой, чтобы она не отразилась в нем и тем самым не подверглась искажению.

alt

Как мы воспринимаем свое отражение?

М. Р.: Мы не видим своего лица, мы не можем увидеть свое тело целиком, пока не окажемся перед зеркалом. Оно дает нам тот взгляд на себя, которого мы лишены. Психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) писал, что каждый ребенок в возрасте от 6 до 18 месяцев переживает «стадию зеркала», то есть узнавания себя. Это время – первый шаг на пути становления его самосознания. Но для того чтобы этот шаг имел смыслообразующий эффект, необходимо, чтобы взрослый объяснил, что происходит. Психоаналитик Франсуаза Дольто (Françoise Dolto) писала, что матери в такой момент часто допускают ошибку, показывая ребенку на зеркало и говоря: «Смотри, это ты». В то время как было бы правильно сказать: «Ты видишь, это твое отражение в зеркале, точно такое же, как мое отражение с ним рядом»**. Она также уточняла, что другой должен быть рядом и для того, чтобы ребенок, наблюдая в зеркале отражение взрослого, отличное от его собственного, открывал для себя, что он ребенок. Становясь старше, мы ищем в зеркале отражение уже не только тела, но и души, ищем в нем свое внутреннее «Я». Но тут происходит раздвоение. Есть Я-субъект (я знаю свой внутренний мир и не знаю своего тела). Есть Я-объект (отражение показывает мне мое тело, но оно лишено внутреннего мира). То изображение, которое мы пытаемся анализировать, оказывается чужим. Наш внутренний мир не отражается в нашем телесном облике. Возникает ощущение «вненаходимости» – так философ Михаил Бахтин называл этот конфликт с двойником, диалог с которым невозможен.

Почему мы не можем узнать (признать) свое «Я» в двойнике?

М. Р.: Когда мы смотрим на свое отражение, то – вольно или невольно – пытаемся представить, как нас видят другие, их реакцию на нас. Эти наши мысли, переживания, которые проносятся в голове, меняют нашу внешность, делают ее чужой. Мы непроизвольно надеваем маску и перестаем видеть себя истинного. Поэтому Бахтин и другие философы, психологи, писатели не верили в возможность самопознания перед зеркалом. Увидеть себя мы можем только глазами другого, в диалоге с другим.

Об этом

«Стадия зеркала Жака Лакана» Виктор Мазин

Российский психоаналитик публикует и комментирует знаменитую статью Лакана «Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она открылась нам в психоаналитическом опыте» (Алетейя, 2005).

А чем отличается наше восприятие себя в зеркале от отношений с собственными фото- и видеоизображениями?

М. Р.: Когда мы находимся перед зеркалом, это взгляд глаза в глаза, это диалог и наблюдение за своим двойником в настоящем времени. Фотография фиксирует прошедшее мгновение, это кадр, вырванный из контекста. Вместе с тем она в большей степени дает возможность увидеть себя глазами другого человека. Еще более ярко этот образ раскрывает видеосъемка, показывая нам нашу пластику, мимику, позволяя услышать свой голос. С одной стороны, технические средства дают нам полезный опыт, открывают какую-то частичку нашего «Я». Но психика человека так устроена, что мы не всегда соглашаемся с тем, что видим и слышим. Неудовлетворенность, «неузнавание» себя продолжают нас преследовать.

Наше время привнесло что-то новое в отношения с зеркалом?

М. Р.: Думаю, да. Например, сейчас зеркала окружают нас повсюду, и уже не только в интерьере, но и на улице. Витрины, облицовка домов, стекла машин – зеркала множат наш мир на каждом шагу. Это множество символически отражает желание дублировать (приумножать) красоту, богатство (недаром чаще всего зеркальной облицовкой сверкают здания банков, крупных компаний). Но зеркальный бум может быть и симптомом нашей неуверенности, потерянности – до такой степени, что нам как будто надо все время подтверждать собственное существование и одновременно постоянно контролировать, перепроверять себя. Иногда зеркало может служить и защитой. Помните, не так давно в моде были зеркальные очки? Вы смотрите человеку в лицо, но видите не его глаза, а себя. Сам же их обладатель, по сути, прячется за этими маленькими зеркалами. Это тоже проявление уязвимости современного человека.

Для вас остаются ли еще загадки, связанные с зеркалом? Или вы ответили себе на все вопросы?

М. Р.: Познание себя перед зеркалом – в этом вопросе есть глубина и сложность, еще не постигнутая до конца. Мы все ее чувствуем. Ведь каждый человек хотя бы раз в своей жизни смотрит в зеркало испытующим взглядом.


1 А. Вулис «Литературные зеркала» (Советский писатель, 1991).

2 Ф. Дольто, Ж.-Д. Назьо «Ребенок зеркала» (Пер Сэ, 2004).

«Это – я!»

Что происходит, когда ребенок впервые видит себя в зеркале? Об этом – документальный фильм «Свято» Виктора Косаковского (2005). Режиссер провел эксперимент и снял его на видео: его сын до двух лет ни разу не видел зеркала. И вот оно впервые появляется в поле зрения ребенка. Малыш подходит к зеркалу, недоумевает, удивляется чужому мальчику, пытается с ним играть, что-то лепечет и кричит ему. Наконец, осознает, что незнакомец копирует его движения, что у него те же игрушки и такой же рюкзачок, ищет его за зеркалом. Затем наступает понимание, что мальчик-двойник недоступен для контакта, – ребенок озадачен, злится, приходит в отчаяние от неразрешимости загадки, рыдает. Но за этим следует счастливое озарение. «Я!» – сияет он, показывая на свое отражение. Так на наших глазах человек совершает одно из главных открытий своей жизни.