Ксения Трошина
Редактор сайта Psychologies.ru
Выдавать права в 16 лет: нужен ли в России такой закон?

Депутат Госдумы Василий Власов предложил выдавать россиянам права на управление автомобилем с 16 лет. Если его инициативу одобрят, что нам даст такое нововведение? Ведь по закону совершеннолетие наступает в 18. Значит ли это, что на дорогах появятся водители, с юридической точки зрения не способные полностью нести ответственность за свои действия?

Как этот вопрос решают другие страны

С 14 лет права выдают в некоторых штатах США, например, на Аляске, в Канзасе, Висконсине и некоторых других. Однако есть определенные ограничения. Новичков должен сопровождать опытный водитель, нельзя водить в темное время суток и возить большое количество несовершеннолетних пассажиров.

С 15 лет права выдают в Сальвадоре. А с 16 — в Мексике, Колумбии, Израиле, в странах Европы, в Австралии и в США. Так что получение прав в этом возрасте — довольно популярная практика. Однако в Европе подростки не имеют права водить самостоятельно, только с родителями.

В некоторых странах права выдают с 17 и, как у нас, — с 18 лет. Этот возраст в большинстве государств считается подходящим для того, чтобы доверить человеку управление автомобилем. Так чей опыт можно считать самым приемлемым для нас?

Рано или нет?

Довольно часто дети берут машины без спроса. И это регулярно оборачивается трагедиями. На днях о в Подмосковье двенадцатилетний мальчик решил «покататься», не справился с управлением и влетел в ограждение. В результате происшествия пострадали мальчики 12 и 13 лет и девочка 13 лет.

Конечно, 12 лет — это не 16. Но настолько ли велика разница? Какие ограничения и какие статьи в Уголовный и административный кодексы придется вводить, чтобы уберечь людей и самих несовершеннолетних водителей? Да и помогут ли они?

Кажется, при выдаче шестнадцатилетним водительских прав пришлось бы проводить проверку даже более строгую и полную, чем для взрослых...

Выдавать права в 16 лет: нужен ли в России такой закон?

«Получение прав — это билет в обязательства»

Юлия Щукина, психолог

В университете нас учили, что мозг человека формируется полностью к 21 году. Лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за функции контроля, планирования и предвидения последствий, развиваются самыми последними. Сейчас работы по изучению развития мозга продолжаются.

Возможно, при работе над законопроектом стоит учесть и эту информацию. Чтобы предсказать поведение водителя на дороге в стрессовой ситуации, важно учитывать, может ли его нервная система отвечать на большое количество стимулов одновременно.

Получение прав — это не просто билет в свободную жизнь, это билет в обязательства, под которыми ты подписываешься, получая этот документ. Это история про ответственность и про тех, кто ее несет.

Как и все люди своего возраста, 16-летние и 18-летние бывают разные. Просто сказать, что одни умнее других, мне кажется неверным. Также спорно, что 18-летний более ответственен, чем 16-летний человек: ответственность у них разная, последствия ее — тоже.

Мне не кажется правильным сейчас выдать права нашим подросткам в 16 и отпустить их одних на дорогу

Стоит остановиться на этом понятии. Можно рассматривать ответственность как некоторый навык, которым мы овладеваем в процессе жизни и развития. Это умение понимать последствия своих действий или бездействия, понимать, чем рискуешь, если наносишь другому вред... Грань в возрасте здесь условна, так как нет прямой связи между возрастом и ответственностью. Где мы этому учимся — тоже хороший вопрос!

С этой точки зрения мне понятно, почему в некоторых американских штатах введены условия — быть за рулем с опытным водителем, дополнительная переэкзаменовка. Как будто здесь выстраиваются шаги для овладения навыками вождения, ответственности и контроля — их есть у кого перенимать.

Мне не кажется правильным сейчас выдать права нашим подросткам в 16 и отпустить их одних на дорогу, если не будет специальных условий, помогающих им научиться контролировать себя, отвечать за себя, дорогу, последствия, а также компенсировать возможный вред.

Вероятно, разница в два года может быть хорошим временем для тренировки этого навыка.

Думая о предложении выдавать права 16-летним, мы должны задать себе вопросы: на ком будет ответственность в случае происшествий — на родителях или самом 16-летнем? Какие доступные программы обучения и наставники будут сопровождать подростков на этом пути? Может, спросить у самих подростков, готовы ли они к такой ответственности за себя и других людей на дороге?


***

Прежде чем принимать подобную инициативу, врачи, юристы, социологи должны взвешенно ответить на все эти вопросы. И только тогда можно будет всерьез рассуждать о том, чтобы позволить 16-летним гражданам садиться за руль автомобиля и брать на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизни всех участников дорожного движения.

Юлия Щукина

Об эксперте

Юлия Щукина — психолог, нарративный практик, EMDR-терапевт, специалист по работе с сообществами. Автор и соведущая тренинговых программ для подростков в Благотворительном фонде «Будущее сейчас» (в 2014–2020 гг).