Мартин Селигман
Один из лидеров мировой позитивной психологии, профессор Пенсильванского университета (США).
Коэффициент Лосады: один упрек, три похвалы

Был вечер пятницы, четверть двенадцатого. Рабочая неделя закончилась, но я все никак не мог отделаться от мысли о «минимальном коэффициенте позитивности», которому была посвящена лекция Барбары Фредриксон (социальный психолог, эксперт по позитивным эмоциям, профессор психологии Университета Северной Каролины (США). – Прим. ред.). И, признаюсь, во время семейного ужина думал и говорил только об этом.

«Мы побывали в десятках компаний, записывая абсолютно все, что говорится на совещаниях, – рассказала нам Барбара. – И увидели отчетливую закономерность: если отношение позитивных высказываний к негативным выше 2,9 : 1, компания процветает. Если оно ниже, дела идут неважно. Мы называем этот показатель «коэффициентом Лосады» в честь первооткрывателя – бразильского коллеги Марселя Лосады. Но не переборщите с позитивностью. Жизнь – корабль, у которого должны быть паруса и руль. При соотношении выше 13 : 1 позитивные паруса бесцельно полощутся на ветру, а вы теряете чувство реальности...»

После лекции одна студентка призналась мне: «Хотя Барбара говорила о работе компаний, я думала только о своей семье. Я вдруг поняла, что со старшим сыном у меня этот коэффициент – 1 : 1, и мне стало ужасно грустно. Я вспомнила наши ежедневные стычки. Мне захотелось схватить учебники и быстрее ехать домой. Лекция Барбары навела меня на мысль, что можно начинать с искренней похвалы и только потом переходить к разговору о его учебе, манере водить машину и к прочей критике...»

Положительные эмоции помогают формировать постоянные психологические ресурсы, к которым можно обращаться в дальнейшем

В отличие от негативных эмоций, которые возникают в чрезвычайных ситуациях и позволяют нам бороться с внешними раздражителями, положительные эмоции помогают формировать постоянные психологические ресурсы, к которым можно обращаться в дальнейшем. Например, в увлекательном разговоре с другом закладываются навыки общения, которые мы будем использовать всю последующую жизнь. У ребенка, которому нравится бегать, развивается координация движений, которая пригодится ему на уроках физкультуры. Положительные эмоции – это больше чем удовольствие. Они показывают, что идет развитие, накапливается психологический капитал...

«Па-а-ап! Отвезешь меня к Алексис? Очень нужно. Пожа-а-алуйста!» – прервала эти размышления моя 14-летняя дочь Никки. Я часто вспоминаю один давний разговор с ней. Никки рассказала, что всегда была плаксой, но в свой пятый день рождения решила измениться: «Это самое трудное, что я сделала в жизни. И если я могу не плакать, то ты тоже сможешь не ворчать!»

«Никки, скоро полночь. Не видишь, я работаю? Иди доделай уроки или ложись спать!» – вспылил я... и поймал взгляд дочери. «Пап, – сказала она, – у тебя ужасный коэффициент Лосады».