Ксения Киселева
Главный редактор журнала Psychologies.
Мы нравимся… по-разному

Обычное утро обычной семьи. 7:15. Подросток, закрывшись в ванной, тщательно приглаживает челку, чтобы скрыть прыщик на лбу. В спальне отец, стоя перед раскрытым шкафом, никак не может решить, какой из двух костюмов надеть. Ему предстоит заключить важную сделку, а чтобы произвести на партнера впечатление, необходимо выглядеть солидно и надежно. Его жена только что убежала в фитнес-центр: ей важно оставаться стройной. Дочь-старшеклассница тем временем пробует новые духи — она надеется привлечь внимание симпатичного парня, с которым они иногда сталкиваются в коридорах школы.

Сами того не подозревая, все члены этой семьи хотят одного — понравиться. И это вполне естественно для «общественных животных», каковыми можно нас всех считать. Мы должны общаться, договариваться, убеждать, да и просто жить под чужими взглядами. Чтобы преуспеть в этом, нужны шарм, сексапильность, умение увлекать за собой, быть обаятельным... Разобравшись в разных гранях очарования, мы, возможно, сумеем чаще проявлять наши привлекательные стороны.

Сексуальная притягательность

Выжить и продолжить род — это стремление по-прежнему хранится в наших генах. «В эволюционном плане человеку важно не просто выжить самому, но и понравиться представителю противоположного пола, удачно выбрать партнера и суметь вырастить потомство, — рассказывает антрополог Марина Бутовская в книге «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции». — Именно поэтому мужчины бессознательно ищут в женщине признаки, говорящие о ее репродуктивном потенциале, а женщины — свидетельства способности мужчины обеспечить ресурсами и защитой будущую семью».

Люди с заурядной внешностью могут пользоваться исключительной популярностью благодаря запаху

Влечение возникает бессознательно, инстинктивно. За считанные секунды мозг оценивает привлекательность другого человека: есть множество индикаторов, по которым мы моментально оцениваем его здоровье, сексуальную зрелость и социальный статус. Гармоничная внешность, сексуальность, пропорции тела, форма лица, разрез глаз, размеры носа и губ — все это имеет для нас значение.

Зачастую нас влечет к человеку помимо нашего сознания: так влияют на нас «молекулы любви» — феромоны. Эти особые белковые соединения вступают в не осознаваемые нами химические реакции. Именно феромоны делают нас более соблазнительными.

Запах играет ведущую роль в сексуальном обаянии как мужчин, так и женщин. Люди с заурядной внешностью могут пользоваться исключительной популярностью благодаря запаху. Таким был писатель Герберт Уэллс: окружающие мужчины не могли понять секрет его феноменального успеха у женщин. Как-то один из них, не выдержав, спросил у влюбленной в Уэллса дамы, что она в нем нашла. Та, блаженно закрыв глаза, ответила: «Он же пахнет медом».

Не менее привлекательным может быть голос. Вы таете, слыша по телефону его неповторимый, низкий и теплый тембр? «Голос указывает на потенциальную плодовитость мужчины, — объясняет социальный психолог Николя Геген, — ведь на состоянии голосовых связок сказывается уровень тестостерона». С точки зрения эволюции голос всегда относился к важным параметрам выбора партнера — ведь ночью другие качества оценить было нельзя. Но и сегодня, в век электричества, голос по-прежнему сообщает нам о сексуальной (не)привлекательности другого человека.

Наши чувства заразительны

Американский психолог Говард Фридман разработал тест, чтобы узнать, какое эмоциональное воздействие мы оказываем на других.

Некоторые из нас очень хорошо умеют выражать эмоции и чувства — глазами, позой, мимикой, интонацией. Именно поэтому они более эмоционально заразительны, чем другие. Таких людей называют «передатчиками». Чтобы выявить таких людей, Фридман с коллегами придумали тест, в котором предлагается ответить на 13 вопросов типа: громко ли вы смеетесь? любите ли находиться в центре внимания? можете ли сидеть спокойно, слушая хорошую танцевальную музыку?1

По результатам теста Фридман отобрал людей с высокими баллами («передатчиков») и людей с низкими баллами (неэкспрессивных) и просил охарактеризовать их ощущения в данный момент. После этого в отдельные комнаты были помещены «тройки» испытуемых: один с высоким баллом и два с низким. По просьбе психолога они молча сидели вместе в течение двух минут. Оказалось, что за это время люди, не выражающие эмоции, переняли настроение «передатчиков», но не наоборот. Только эмоционально заразительный человек мог передать другим свои эмоции: например, подавленность «передатчика» за две минуты «заразила» неэкспрессивных участников эксперимента, которые были вначале вполне довольны жизнью.


1 «Understanding and Assessing Nonverbal Expressiveness: The Affective Communication Test». Journal of Personality and Social Psychology, 1980, vol. 39, № 2.

Дух праздника

Так кто же мы? Неужели всего лишь млекопитающие, которые реагируют на сексуальные сигналы? Конечно нет! Нас привлекает тот, кто делает мир, нашу жизнь прекраснее.

«Обаятельный человек — проводник чувственной энергии, он дарит людям удовольствие, активизирует пульс желания, — говорит культуролог Ольга Вайнштейн. — Многие из нас в какие-то моменты жизни забывают о том, что такое острое чувственное удовольствие. Но когда мы встречаем обаятельного человека, тут же включается механизм заражения. Мы тянемся к нему, потому что он умеет включить заржавевшую машину желания.

Известна история французского щеголя графа д’Орсе — его все любили. Когда он приветствовал кого-то, то говорил: «О, мой друг!» Все стремились к нему, потому что хотели услышать эти слова в свой адрес. Про одного поклонника графа говорили, что тот полюбил д’Орсе в тот момент, когда увидел, как граф аппетитно ел бифштекс. Другие люди отметили графа в ту зиму, когда он катался по Парижу на санях в виде дракона: он так красиво это делал, что все начали им интересоваться и желали с ним познакомиться».

Нас очаровывают те, у кого есть способность украшать жизнь, создавать особую, праздничную атмосферу. Мужчина обаятелен, если каждый его комплимент стоит букета цветов, если он заражает своим энтузиазмом и готов поделиться интересными идеями. Очаровательная женщина открывает двери в иные вселенные. Видя ее осанку, посадку головы, слыша искренний смех, мы словно заглядываем на новую страницу жизни. И теряем голову.

Дар харизмы

В переводе с греческого «харизма» означает «божественный дар». В Древней Греции так называли тех, кто умел притягивать к себе внимание. В современной науке харизматической личностью принято считать человека, способного воздействовать на других с большой эмоциональной силой.

«Он не зовет за собой, люди сами следуют за ним, безоговорочно принимая его ценности, ощущения, мировоззрение, весь его мир», — добавляет гештальт-терапевт Мария Андреева. «Харизма — это всегда результат колоссальной работы над собой, — уверена Ольга Вайнштейн. — Другие люди видят лишь ее результат: непринужденное самообладание».

В лучших своих проявлениях харизма придает слову неповторимую весомость, озаряет вдохновением оратора и освещает его слушателям путь в будущее. Харизмой обладают великие политические и духовные лидеры, способные заразить окружающих своими убеждениями.

«Но стоит сказать человеку, что у него есть харизма, — оглянуться не успеете, как он превратится в гуру!» — предупреждает психотерапевт-бихевиорист Изабель Назар-Ага. Ею также наделены актеры и даже преподаватель университета, который своими лекциями пробуждает в нас желание защитить диссертацию именно на его кафедре или прочесть Джойса в оригинале. Получается, что харизма либо есть, либо ее нет? По большому счету это так, однако харизматические черты можно в себе развить.

Мы нравимся… по-разному

Двойственное обаяние

Обаяние не всегда однозначно. Зачастую нас влечет к человеку его двойственность — на этом основаны бессознательные механизмы привлекательности. «Обаяние и особенно харизма предполагают, что человек обладает некоторой необычностью, которая может быть как хорошего, позитивного толка, так и негативного — дефекты обладают большой притягательной силой», — считает Нифонт Долгополов.

Человек, например, наделенный сексуальной привлекательностью, может легко превратиться в соблазнителя, и тогда непринужденность становится обдуманной тактикой, а врожденный и радующий талант нравиться — орудием обольщения, холодным расчетом, который в итоге отгораживает соблазнителя от других людей. Соблазнитель стремится овладеть другим человеком, словно добычей, — в этом случае от соблазнения рукой подать до похищения — как в греческих мифах, когда боги просто забирали простых смертных в свои чертоги.

«Зная о своем обаянии, мы можем привлекать к себе людей, очаровывать их, испытывая к ним искренний интерес, передавая им свою доброжелательность и любовь, — рассуждает Нифонт Долгополов. — Неприятный оттенок манипуляции появляется тогда, когда человек показывает себя не таким, каков он на самом деле, хочет обманом получить желаемое».

К счастью, существует настоящее, бескорыстное обаяние, которое одинаково радует и того, кто чарует, и того, кто поддается чарам. Об очаровании, основанном на знании себя и глубинном принятии своей сущности, увлекательно рассказывает философ и психоаналитик Юлия Кристева: «Обольщать — значит завораживать других, вынуждать их отойти от их обычного способа чувствовать, любить, мыслить; подчинять их своим чарам. Некоторые творят это волшебство наивно, простым обаянием жизни, не заботясь о том, чтобы познать себя.

Есть и другое очарование, которое подчиняет нас своей воле, — красота, знающая свои тайны. Такое знание себя — без умствования, без рационализации — весомая сила. Вспомним об очаровании женщин, которые наделены «внутренней жизнью» и живут в согласии с ней: эта жизнь проглядывает в том, как они разговаривают, танцуют, одеваются, купаются в море, кормят детей. Это высочайшее искусство — внести в повседневные, самые заурядные жесты ту ноту, которая присуща только нам и которая, вызрев в наших радостях или горестях, отмечает печатью истинности и красоты то впечатление, которое мы производим на других».

Такая способность нравиться может вырасти и расцвести в каждом из нас, давая нам власть трогать — и, возможно, покорять — сердца даже в самые будничные моменты жизни. Например, когда мы стоим в нерешительности перед зеркалом или открываем флакон с духами.

Сила искренности

Честность, отзывчивость и дружелюбие делают нас привлекательными для окружающих. Напротив, лицемеры и лжецы вызывают отторжение, даже обладая модельной внешностью.

«Прямой путь к обаянию — не безупречная внешность, а искренность и естественность, — считает Нифонт Долгополов. — Случается, что эти качества мы приобретаем с возрастом, когда теряем излишнее напряжение, перестаем пугаться окружающего мира. Мы становимся более свободными и, как следствие, более привлекательными в своих глазах и в глазах других людей. Обаятельный человек всегда доброжелателен, открыт и безопасен, именно этим он и располагает к себе».

Приятно сблизиться с тем, кто доброжелателен, ведет себя безупречно. Хочется зарядиться его энергией, при условии, конечно, что она идет из глубин его существа и мы не чувствуем подвоха — нас не обманывают. Обладатель же незаурядной внешности, но при этом надменный, напряженный, закрытый или недовольный человек не излучает обаяния, и мы нередко просто не замечаем его.