«Играя, как дети, мы разряжаем свои эмоции»

Станислав Раевский, юнгианский аналитик.

Фейерверк – как и праздник сам по себе – возвращает нас к игре и игрушкам. Это апофеоз детскости, к которой стремится современное общество. В фейерверке воплощена иллюзорность мира: что-то вспыхнуло и исчезло, без смысла, без материальной пользы. Это игра, хулиганство, то есть чистое детство. С другой стороны, фейерверк – это взрыв: взрыв эмоций, чувств, переживаний. Так мы удовлетворяем наше желание быть спонтанными, быть здесь и теперь, наслаждаться текущим моментом. Кроме того, фейерверк направляет агрессию, которой сейчас очень много, в мирное русло. Лучше стрелять вверх, чем друг в друга. Наконец, еще одна сторона – это связь фейерверка с мистикой света. Освещая (пусть ненадолго) ночной космос, мы воссоздаем надежду на жизнь после смерти, ведь свет – это основа жизни».

«Мы хотим ощутить небывалое»

Алексей Левинсон, социолог.

Вплоть до 90-х годов прошлого века салюты были исключительно прерогативой государства – имперским, величественным жестом. Рядовые граждане знали только бенгальские огни и хлопушки, и лишь совсем недавно пиротехника стала наконец доступна всем без исключения. И мы получили возможность делать то, что раньше было исключительно привилегией государства, – отмечать свои, частные праздники публично и с размахом. Запуская фейерверк, каждый может на секунду вообразить: «Государство – это я!»

«Ярко, избыточно – это и есть чувство праздника»

Евгения Белякова,
арт-терапевт.

Взрыв петард, в котором нет никакого практического смысла, – это украшение праздника, как торт – украшение праздничного стола. В сущности, какая польза от торта? Слишком сладко, слишком много крема… Вот эта избыточность нам и нужна для ощущения праздника. Фейерверк – это ярко, сладко и бесполезно. Хотя польза все-таки есть, ведь если мы разучились по-настоящему радоваться, то стоит, наверное, устроить такой «искусственный» взрыв и всплеск снаружи, чтобы перенести его внутрь себя».