Николай Крыщук
Лауреат нескольких литературных премий, автор книг, прозы и эссе
Правила тупика

Чувство тупика – один из сильнейших жизненных стрессов. Вернее было бы сказать «чувства», потому что они так же разнообразны, как и обстоятельства, которыми вызваны, как и внутренние причины, которые их породили.

Говорят: нет безвыходных ситуаций. Звучит это, пожалуй, слишком оптимистично. Но выход и правда в большинстве случаев есть. Надо только правильно сосредоточиться.

Сказать, что я могу дать совет, было бы слишком самонадеянно. Вообще, это едва ли не первое правило тупика: не надо искать помощи со стороны другого. Помните пьесу Беккета «В ожидании Годо»? Два приятеля находятся в отчаянном положении. Они думают, что если бы они еще в 90-е решили броситься с Эйфелевой башни, то были бы среди первых, а теперь их даже наверх не пустят. То есть таких отчаявшихся уже целые толпы. Но эти двое ждут Годо. О чем точно они его просили, теперь и не вспомнить. Кажется, хотели обратиться с какой-то мольбой. Годо обещал прийти в субботу. Но его все нет. Время от времени появляется мальчик и говорит, что Годо сегодня занят, но завтра непременно будет. Эти двое все время порываются куда-то идти. «Ну что, пойдем?» – говорит Эстрагон. «Пойдем», – отвечает Владимир. И оба не двигаются с места. Потому что: а вдруг именно в этот момент придет Годо, все разъяснит и станет ясно, что делать.

Безнадежная ситуация, усугубляющая чувство тупика и парализующая волю. Разрулить в этом темном переулке можно только самостоятельно.

Наиболее часто: скопилось непомерное количество неотложных дел, при этом все равно значимые. Срок заказанной работы истек вчера, а еще и конь не валялся. Заплатить обещали в день сдачи – как раз для оплаты кредита. Не погасить кредит через неделю значит попасть на проценты. Мама болеет, да еще и отчим там запил. Надо ехать. Когда? И не останешься же у нее на несколько суток. Нужна сиделка. Снова деньги. К тому же отчим пьет. В кои-то веки собрались с женой в театр. Какой сейчас, к черту, театр? Она чувствует это и уже заранее злится. Только у них наладилось. А еще и, страшно подумать… Ну и так далее.

В одной из таких ситуаций я получил совет от моего старшего друга. Лучшего с тех пор мне никто не давал. Хотя выглядел этот совет слишком по-школьнически просто: составь список неотложных дел под номерами – первое, второе… десятое – и принимайся за первый пункт. Об остальных на это время забудь.

Проверял. Помогает. Насильственная формализация (потому что ведь все важно, все первое) на время спасала от головной боли. Этот рабочий список спустился вроде как приказом проснувшегося в тебе начальника. По ходу дела разберемся. Потому что при этом ты знаешь, что сам себе начальник и в любой момент номера можно поменять. Но сейчас важно только одно – выполнять приказ. К тому же список день ото дня сокращается, что само по себе рождает оптимизм.

Но случаются ситуации неизмеримо более сложные: клин в отношениях на работе, когда, например, и любимое дело бросать жалко, и оставаться невыносимо. Еще труднее, когда к роковой черте подходят отношения с близкими. Все требует конкретного решения. Общее, на мой взгляд, сводится к нескольким моментам.

Первое: не бездействовать и не полагаться, что все рассосется как-нибудь само собой. Врачи утверждают, что организм при почти всех исключительно болезнях можно спасти только в движении. Чувство тупика – несомненный симптом болезни. Преодолеть ее можно в действии, в нравственном усилии. Человек, который сосредотачивается только на чувстве собственной вины или, напротив, пестует и совершенствует обвинительный приговор другому, заведомо проигрывает. Потому что и в том, и в другом случае это поиск виновного. Ну допустим, виновный назван и даже назван верно. Что дальше? Ситуацию это не спасет, из тупика не выведет. Поступая так, мы работаем против себя, против своей цели, сами того не сознавая.

Конечно, если виновным признать себя, это может послужить толчком к действию. Ну а если виновными признаны государство, начальник, теща?

Я сказал вначале, что надо правильно сосредоточиться. Так вот, это как раз неправильная сосредоточенность, не на том. Иногда сосредоточиться значит скорее рассредоточиться. Пусть не смущает внешняя парадоксальность этого предложения. Слово это в словарях значит одно и то же: децентрализация, расположение небольшими частями на большом пространстве. То есть не рассеянность, а сознательное действие.

Здесь, может быть, важнее всего определение «на большом пространстве». В ситуации тупика не стоит усугублять, к чему многие из нас так склонны именно в неразрешимых ситуациях, делая их совсем уж безвыходными. Попробуйте мысленно отрешиться от локального события, расширить контекст до пределов своей жизни в целом, а то и в целом жизни людей. Поставьте личное событие в ряд, в вереницу ему подобных. Посмотрите, что таким событиям обычно предшествует и что из них чаще всего следует. Уже одно это отстранение позволит посмотреть на сюжет с юмористической стороны, что человеку несчастному, как правило, не дается.

Стоит прикинуть в уме характеры и интересы всех участников. Попытаться честно определить собственный интерес. Бывает, что после такой операции в воображении конфликт утрачивает свою первоначальную значимость и остроту. Возможно, он, как говорят, и яйца выеденного не стоит, и выход находится неожиданно легкий и очевидный.