alt

Интервью с Радой Грановской

Рада Грановская – доктор психологических наук, автор книг: «Восприятие и модели памяти», «Элементы практической психологии» (Речь, 2003), «Психология веры» (Речь, 2004). Последняя – «Психологическая защита» – вышла в издательстве «Речь» в этом году.

alt

Рада Грановская. «Психологическая защита»Речь, 2007.Автор книги предлагает оригинальную концепцию психологической защиты.

Psychologies: Почему именно сейчас вы решили написать книгу, посвященную психологическим защитам?

Рада Грановская: Перестройка общества, экономические реформы не только радикально изменили жизнь, но и ослабили защитные механизмы нашей психики. Зная, как они функционируют, мы можем точнее понять, что с нами происходит и как себе помочь. Ведь набор защит, которыми мы пользуемся, в значительной мере определяет неповторимость каждого из нас. Исследуя их механизмы, я стремилась описать целостную архитектуру психики и понять, что составляет уникальность каждого человека.

alt

Так что же такое психологическая защита?

Это психические механизмы, которые защищают нас от неприятных, тяжелых переживаний, душевной боли и тревоги. Я считаю, что существуют три «линии» защит: бессознательная (охраняет нашу психику), «осознаваемые стереотипы» (позволяют сосуществовать с другими людьми) и архетипическая (защищает общество через конкретную личность). Все вместе они образуют целостную систему, которая поддерживает наше душевное равновесие и позволяет справляться с трудностями и стрессами.

Как именно бессознательные защиты оберегают нашу психику?

У меня есть любимый стишок: «Однажды некий еж решил попасть в газету,/Редактор, разузнав про это,/Его немедля пригласил,/Побрил, помыл и поместил». Так вот, наша психика без искажения (буквально) воспринимает только ту информацию, которая не может нас травмировать. Если же какое-то событие вызывает у нас тревогу, угрожает душевному спокойствию или в результате снижается наша самооценка, то включается бессознательная защита и мы либо вообще не воспринимаем информацию, либо ее трансформируем. Например, мы не хотим признать, что заболели, и оттягиваем момент обращения к врачу. Так срабатывает механизм защиты — отрицание. Или, рассердившись на близкого человека, свою агрессию мы можем разрядить, стукнув кулаком по столу, — так проявляет себя механизм замещения. Если обратиться к нашему стишку, то все, что нас травмирует, психика «бреет и моет». Но в результате снижается тревожность, уходят страхи, внутреннее напряжение и конфликты, и психика обретает равновесие. Защиты меняют наше восприятие событий (но не сами события), поэтому через некоторое время мы вновь ощущаем тревогу и нам потребуются новые усилия для того, чтобы вернуть душевное равновесие.

Означает ли это, что таким образом мы обманываем себя?

Да. Чтобы восстановить душевный комфорт, мы готовы увидеть мир в искаженном свете. Например, возьмем такую защиту, как рационализация. Когда мы совершаем какой-то неблаговидный поступок, нам нередко трудно признаться самим себе в том, что мы были не правы. Поэтому мы ищем любое оправдание и сами верим в него. Но, конечно, это еще не означает, что мы правы и окружающие воспримут этот поступок так же, как и мы.

Феномен, который открыл Фрейд и впервые исследовала его дочь

Понятие «психологической защиты» впервые ввел в научный обиход Зигмунд Фрейд в 1894 году. Так он назвал приемы, используемые «Я» (одной из структур нашей личности) для контроля над «запретными» влечениями и желаниями, которые могут привести к негативным переживаниям, душевной боли и тревоге. Речь не о лукавстве, когда мы кокетничаем сами с собой, а об усилиях, требующих огромного напряжения сил и энергии, которые бессознательно затрачиваются на то, чтобы защитить себя. Дочь Фрейда — Анна Фрейд — продолжила изучение защитных механизмов. Она описала их разнообразие и сложность и предположила, что защита может направляться не только против влечений, но и против всего, что приносит невыносимые переживания, стресс или фрустрацию. Причем в разном возрасте мы используем разные защитные стратегии. Она составила каталог защит и описала их проявления*.

* А. Фрейд. «Эго и механизмы защиты». Эксмо, 2003.

Что представляют собой «осознаваемые стереотипы»?

Это защиты, которые помогают нам жить среди других людей. Они формируются с раннего детства, когда мы усваиваем способы поведения, нормы и ценности сначала своей семьи, затем других сообществ. «Осознаваемые стереотипы» выступают как образцы поведения, с которыми мы соотносим свои действия. И это позволяет нам избежать остракизма: общество, к которому мы принадлежим, не отвергает нас. Благодаря им мы экономим нашу энергию, время на размышления и принятие решения — как поступить. Так, с детства мы учимся соблюдать субординацию и понимаем, что с руководителем или пожилым человеком нельзя разговаривать так же, как с другом. Или четко осознаем границы дозволенного: в офисе нельзя себя вести как на вечеринке или на пляже.

Как проявляет себя архетипическая защита?

Архетипы — это стратегии, которые помогают преодолеть трудности и экстремальные ситуации, возникающие не столько в жизни отдельного человека, сколько общины в целом. Они формировались тысячелетиями, и мы возвращаемся к ним, когда возникает опасность для множества людей, для всего общества. Но проявляют они себя через поведение конкретной личности.

Вы пишете, что защиты необходимы и для того, чтобы сохранить нашу индивидуальную модель мира. Разве она нуждается в особой защите?

Безусловно. Ведь она является основой предсказуемости мира, помогает нам ориентироваться в различных ситуациях, предвосхищать события, быть готовыми поступить в соответствии с ними, и в конечном итоге именно она дает ощущение безопасности, определяет ценности и цели нашей жизни. Мы бессознательно защищаем нашу модель мира — если она разрушится, мы останемся без ориентиров, без смысла существования. Модель мира — целостное непротиворечивое отражение окружающей среды, поэтому любая новая информация, новый опыт для нее опасны, поскольку их придется соотнести с тем, что мы уже знаем. А для этого проделать серьезную внутреннюю работу, потратить время, энергию, интеллектуальные усилия. Сопротивляясь новому, мы также защищаем свою модель мира: если какое-то явление или факт не вписываются в привычную картину, мы их не видим, не слышим — не воспринимаем. Можно привести известный в науке пример: племя аборигенов жило в горах и в результате обвала надолго оказалось совсем отрезанным от большого мира. Над горами проходила воздушная трасса — ежедневно летали десятки самолетов. Когда дорога была расчищена, выяснилось, что никто из аборигенов самолетов не видел. Так люди этого племени «защитили» (сработал механизм отрицания) свою модель мира. Приобретая новый опыт, мы встраиваем его в модель мира, преобразуем ее, но это происходит крайне медленно, постепенно.

Что происходит с защитами, когда мы оказываемся в экстремальной ситуации?

Они рушатся полностью. Когда человек становится участником или свидетелем масштабных трагических событий — терактов, военных действий, природных катастроф, — его модель мира, жизненные ценности, способы поведения перестают выполнять свои функции, и их нужно формировать заново. Но такое тотальное разрушение психики, к счастью, происходит редко.

Сегодняшнюю нашу жизнь вы считаете экстремальной?

Безусловно. Современное российское общество стремительно меняется, и многие из нас чувствуют, что теряют привычные цели и ориентиры, а прежние стратегии поведения не помогают адаптироваться к новому. Но в эпоху перемен полного разрушения защит не происходит — только часть из них не срабатывает. И то, в какой мере каждый из нас чувствует себя защищенным, зависит от темперамента, предшествующего опыта, мировоззрения. Мы все в той или иной мере не защищены. Наша психика похожа на воздушный шарик, который проткнули в нескольких местах и из него выходит воздух. Необходимо наклеить заплатки. Как это сделать? Самое главное, пожалуй, — понять свою цель, мечту или идеал. Это в любой, самой непростой ситуации придает силы, наделяет нашу жизнь смыслом. Если мы идем по жизни, глядя на далекую звезду, то ухабы под ногами нам не мешают.

Основные формы бессознательной защиты

Когда событие или информация вызывают у нас тревогу или угрожают нашей самооценке, в психике включаются бессознательные защиты, которые восстанавливают наше душевное равновесие. Рада Грановская называет несколько защит.

  • Отрицание: избирательность внимания, которая помогает нам игнорировать то, что повышает нашу тревогу и усиливает внутренний конфликт. Мы словно «закрываем глаза» на реальное положение дел.
  • Подавление: забывание фактов или чувств, которые несут в себе слишком болезненную информацию. Например, мы можем забыть имя человека, которого когда-то унизили или обидели.
  • Вытеснение: забывание, помогающее справляться с неосуществимыми или пугающими желаниями. Отличается от подавления тем, что событие мы забываем не целиком, а только наиболее травматичную его часть.
  • Замещение: удовлетворение неприемлемого (по личным или социальным мотивам) желания другим (нравственно допустимым) способом или перенос реакции с одного объекта на другой. Такой перенос позволяет пусть и в ином пространстве, но разрядить напряжение.
  • Проекция: приписывание собственных пороков и слабостей другим людям. Когда нам очень сложно принять в себе какое-то чувство, например зависть, мы склонны «увидеть» его проявления в ком угодно, только не в себе. Мы будем считать, что наш сосед или коллега нам завидуют.
  • Идентификация: отождествление себя с другим человеком, «присвоение» его привлекательных качеств, возвышение себя до этого «образца».
  • Отчуждение: разделение на части внутреннего пространства «Я» и последовательное их использование. Этот механизм защиты, как правило, включается в те моменты, когда мы испытываем невыносимую душевную или физическую боль. Наше «Я» «расщепляется» на несколько частей, и внутри сознания обособляются особые зоны, никак не связанные с травмирующими факторами.
  • Сновидение: позволяет разрядить напряжение не в реальном мире, а в воображаемом.
  • Катарсис: включается в случае, если на человека обрушиваются переживания такой силы, что остальные защиты с ними на справляются. Эта защита открывает новые горизонты активного взаимодействия с миром путем пересмотра старых и порождения новых ценностей.