текст: Ольга Мурадова 

Биокосметика: почему мы сомневаемся

Уважительное отношение к природе, экологичные составляющие, отказ от тестов на животных – кажется, у есть все шансы завоевать наши симпатии. Что же все-таки нас останавливает?
alt

«Алоэ, лимон, бурые водоросли – так приятно, когда понимаешь, из чего состоит крем», – вздыхает 27-летняя Марина, возвращая крем с биосертификатом на полку... и направляется к стенду известной марки. Выбирая очищающие средства или тоник, мы, скорее всего, остановимся на флаконе с биосертификатом. А когда дело доходит до «серьезных» сывороток, кремов, укладочных и декоративных средств, мы предпочитаем классические бренды, – и пусть в составе будут труднопроизносимые вещества и синтезированные активные молекулы. Почему же биокосметике так непросто завоевать наши сердца?

Миф о науке

32-летняя Инна выбирает биокосметику не всегда – только мыло, зубную пасту, гель для душа, дезодорант или грязевые маски. В остальном она остается верна нескольким известным маркам. «Они используют высокие технологии, созданные с учетом последних научных открытий, поэтому эффективнее их средств ничего не найти». Подобная точка зрения в большей степени основана на вере, а не на реальных фактах. Доказательством могут служить клинические исследования, проведенные специалистами Sanoflore: они показывают, что по результатам воздействия обычная и биокосметика вполне сравнимы. Например, всем известный антиоксидант – аскорбиновая кислота – защищает клетки от повреждения ультрафиолетом на 38,8%, а эфирное масло мелиссы – на 39,1%*. Однако для достижения эффекта этим компонентам нужно разное количество времени. «Воздействие растительных веществ на кожу более щадящее, поэтому видимый клинический эффект проявляется постепенно, – признает тренинг-менеджер Sanoflore в России Анастасия Косова. – Например, для повышения уровня увлажненности кожи нужен полный цикл обновления клеток, который в зависимости от возраста занимает от четырех до шести недель, а для коррекции возрастных изменений требуется два-три месяца».

читайте досье

Как мы будем жить завтра?

В доверии –порой чрезмерном, –которое мы испытываем к науке, психоаналитик Мари Романан (Marie Romanens) видит одно из проявлений мифотворчества человека технократической эпохи: «Все больше людей отказываются от химии в своем питании, но в области косметики идет борьба с проявлениями нашей природы – морщинами, пигментными пятнами, складками... Мы уверены, что естественными силами справиться с ними невозможно, а потому прибегаем к высоким технологиям – делу рук человека. И ученый в наших глазах становится всемогущим героем, неоспоримым авторитетом, ведь именно он способен исправить или остановить воздействие природы»**. Стоит ли удивляться, что рекламные ролики новой зубной пасты или йогурта с полезными добавками выводят на первый план человека в белом халате!

«Красота требует жертв» – это выражение стало пословицей не случайно. В нашем сознании эффективность какого-то средства связана с определенной формой насилия: инъекции, пилинги, пластика – все это относится к высокотехнологичной, а значит, думаем мы, самой результативной косметологии. «Убежденность в том, что между удовольствием и эффективностью непременно надо выбирать, имеет над нами большую власть, – констатирует психоаналитик. – А отсюда мы делаем вывод о том, что надо платить (во всех смыслах слова), чтобы обрести новый, желанный образ». Биокосметика возвращает нас к природе и ее циклам, к принятию конечности нашей жизни, тогда как высокие технологии обещают нам отсрочку и предлагают различные уловки, чтобы обмануть ход времени... «В обществе, где принято избегать темы смерти и скорби, велик соблазн утешиться обещаниями, которые дает нам наука», – отмечает Мари Романан.

читайте также

«БИО» в собственном стиле

Природное обаяние высокой косметики

В поисках натурального вкуса

Экологично…насколько возможно

alt

Оставаться собой

38-летняя Елизавета относится к окружающей среде сознательно: покупает продукты в фермерских магазинах, для уборки дома использует средства с биосертификатом, в основном ездит на общественном транспорте. Однако она отдает предпочтение классической косметике: «Кремы стирают пигментные пятна, разглаживают морщины, избавляют от целлюлита… Я терпеть не могу рекламу, но возможность пользоваться дорогими кремами люксовых брендов – это реванш за мое прошлое: до 25 лет, пока не стала хорошо зарабатывать, я могла себе позволить только огуречный лосьон. До сих пор помню его навязчивый приторный запах, который выветривался только через полчаса. Теперь для своего лица мне не жалко самых изысканных средств. Мне нравится, когда флакон по-настоящему украшает ванную комнату. Я получаю удовольствие от самого процесса выбора, покупки и использования косметики».

Биокосметика у большинства женщин ассоциируется со здоровьем и материнством – бесконечно далекими от эротизированных образов, которые предлагает классическая косметика. 29-летняя Мария признает, что обещание сексуальной привлекательности на нее действует: «Когда я покупаю помаду Guerlain, она для меня как напоминание о красоте, обаянии и успехе Натальи Водяновой». «Косметика играет с нашим воображением, заставляя поверить, что сделает нас другими», – отмечает сексолог Катрин Блан (Catherine Blanc)***. Рекламные образы сулят нам преображение и на бессознательном уровне внушают: «Это тело не мое». Отсюда успех подобных посланий, хотя мы и знаем, что они обманчивы. Биокосметика несет посыл иного рода: уважение к природе своего тела и бережный уход за ним. «При внимательном изучении оказывается, что биокосметика предлагает более революционный подход, чем кажется, – продолжает сексолог. – Она возвращает нас к сути природы, к ее могуществу. Ее послание не использует общепринятых эротических образов и оставляет за каждой женщиной право самой раскрыть свою женственность. В этом ее сила». Оставаться собой – вот та цель, которой мы можем достичь, сознательно позаимствовав лучшее у природы и у технологий.

Что такое «сертифицированная биокосметика»?

Это средства ухода на основе натуральных (80–100% состава) и экологически чистых (минимум 10%) ингредиентов, которые имеют биосертификат, объясняет Анастасия Косова, тренинг-менеджер Sanofl ore. Он гарантирует отсутствие пестицидов, стимуляторов роста и созревания и ГМО в используемом сырье, а также говорит о том, что в формуле нет парабенов, солей алюминия, синтетических солнцезащитных фильтров, силикона, минеральных масел, искусственных ароматизаторов и красителей. Производители биокосметики не тестируют средства на животных и используют минимум упаковки для экономии ресурсов планеты. Производство абсолютно безопасно для человека и окружающей среды (регламентировано даже то, какие моющие средства можно, а какие нельзя использовать для уборки в лабораториях).

* Исследование международного научного центра L'Oreal Research, проведенное в 2006 году при участии 140 женщин в возрасте от 35 до 65 лет.

** M. Romanens, P. Guerin «Pour une ecologie interieure, renouer avec le sauvage» (Payot, 2010).

*** C. Blanc «La sexualite des femmes n'est pas celle des magazines» (L'Evolution, 2009).

По часовой стрелке: ароматический уход для сияния кожи с эфирным маслом флердоранжа DARPHIN; крем для питания и увлажнения нормальной и сухой кожи лица TERRE&MER BY THALGO; питательный бальзам для тела Apicosma Body, MELVITA; эликсир для лица и тела Orange Blossom Energizer, ANNEMARIE BORLIND; очищающая маска KIBIO; увлажняющее молочко для обезвоженной кожи лица DR. HAUSCHKA; бальзам для упругости кожи лица SANOFLORE; ночной увлажняющий гель для лица Vegecell, AUBREY; очищающее молочко WELEDA.По часовой стрелке: ароматический уход для сияния кожи с эфирным маслом флердоранжа DARPHIN; крем для питания и увлажнения нормальной и сухой кожи лица TERRE&MER BY THALGO; питательный бальзам для тела Apicosma Body, MELVITA; эликсир для лица и тела Orange Blossom Energizer, ANNEMARIE BORLIND; очищающая маска KIBIO; увлажняющее молочко для обезвоженной кожи лица DR. HAUSCHKA; бальзам для упругости кожи лица SANOFLORE; ночной увлажняющий гель для лица Vegecell, AUBREY; очищающее молочко WELEDA.

Факты, которые нас убеждают

Надежные результаты

«Тесты, проведенные независимыми лабораториями, показывают, что биоформулы ничуть не уступают в эффективности классической косметике, – говорит Бернар Шевийа (Bernard Chevilliat), основатель Melvita и вице-президент объединения производителей биокосметики Cosmebio. – Награды, которые мы получаем по всему миру, также подтверждают это». Так, гель для контура глаз Melvita в прошлом году был отмечен премией Natural Health Beauty Award. А в 2010 году флюид для зрелой кожи NatuRepair Annemarie Borlind получил премию Victoires de la beaute: победителя методом слепого голосования (не зная бренда) выбирали сами потребители.

Высокие технологии

Сотрудники биомарок, подобно этноботаникам, ездят по всему миру в поисках новых ингредиентов и возрождают древние знания о силе растений. Однако это не исключает передовых разработок. «Биокремы смело можно назвать высокотехнологичными. Для их создания нужно получить не один патент, – говорит Бернар Шевийа. – Приходится приложить немало усилий для разработки растительных аналогов синтетических компонентов». Например, лаборатории Aveda научились получать салициловую кислоту не из нефти, а из масла гаультерии и вытяжки лабазника, а ученые из Annemarie Borlind вместо гиалуроновой кислоты включили в увлажняющую линию экстракт китайского ледяного гриба: у него сходная молекулярная структура, а значит, то же воздействие.

Натуральная роскошь

В этом смысле некоторые биомарки не уступают люксовым брендам без сертификата. Изысканная упаковка из материала, подлежащего переработке, радует глаз, приятна на ощупь и учитывает каждую деталь. Чтобы не выскальзывать из рук, флаконы Annemarie Borlind сделаны из шероховатого матового стекла, а бутылочки Weleda удобно ложатся в ладонь благодаря особой форме. Расслабиться и в полной мере ощутить силу растений можно в spa биомарок: в Москве действуют spa Aveda, в Париже открыт Espace Weleda, в Милане есть целый магазин Annemarie Borlind, где предлагают уход для лица и тела.

Уникальные текстуры

Натуральный состав – не столько «возвращение к традиции», сколько двигатель прогресса. Создать крем без силикона, который легко распределялся бы по коже? «Мы используем масла камелии, макадамии, жожоба холодного отжима и их воски, – говорит Патрисия Маас (Patricia Maas), тренингменеджер Annemarie Borlind. – Они укрепляют защитный барьер кожи и в полной мере заменяют силикон: такие кремы приятно наносить».

Работа над ароматами

Поскольку ароматы напрямую влияют на наши эмоции, разработка приятных отдушек – одна из главных задач создателей биокосметики, которую часто упрекают в резком запахе, характерном для многих эфирных масел. В Sanofl ore, Aveda, Weleda и Annemarie Borlind есть штатные парфюмеры, которые создают натуральные композиции.

читайте также

«БИО» в собственном стиле

Природное обаяние высокой косметики

В поисках натурального вкуса

Экологично…насколько возможно

Источник фотографий: ЭЛЕН ЮСДИН (ELENE USDIN)
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты