psyhologies.ru
тесты
текст: Лидия Золотова 
PSYCHOLOGIES №34

Чего хотят женщины, (не) делая макияж?

На одном из самых древних видов искусства – украшать себя – сегодня сосредоточены самые передовые технологии с миллиардными бюджетами. И многие по каким-то причинам готовы тратить на макияж и собственное время, и немалые деньги. Отчет о нашем расследовании.
alt

Для российских женщин косметика – практически предмет первой необходимости. Большинство из них готовы отказаться от нее лишь в том случае, если денег перестанет хватать на еду*. «Женщина тратит на косметику примерно 12% своего ежемесячного дохода, – рассказывает Анна Дычева-Смирнова, организатор крупнейшей в Восточной Европе парфюмерно-косметической выставки «Интершарм». – Объем российского рынка косметики и парфюмерии в 2006 году составил почти 8 миллиардов долларов. И продолжает расти. Объем рынка США оценивается примерно в 35 миллиардов долларов, Западной Европы – в 36 миллиардов евро». Каких целей пытаются достичь женщины, отдавая этому столько усилий и средств? И может ли самая дорогая или самая правильно подобранная косметика сделать нашу жизнь лучше, приблизить нас к гармонии с собой?

Самая привлекательная

По данным социологических опросов, большинство женщин пользуются косметикой в первую очередь для того, чтобы привлечь внимание мужчин. Как показали исследования, проведенные компанией TSC для Clinique, 77% россиянок говорят о том, что мнение мужчин имеет решающее значение в отношении всего, что касается их внешности. В США и Великобритании так же ответили около 50% женщин**. «В частных беседах многие мужчины также признаются, что им нравятся женщины с макияжем, в красивой, подчеркнуто женственной одежде, – комментирует гештальттерапевт Ольга Долгополова. – Среди европейцев и американцев большее значение имеют личностные качества: в ответ на вопрос «Какие женщины вам нравятся?» мало кому придет в голову вывести на первый план как ценность именно внешние данные. Это по меньшей мере несовременно». Такое отношение к своей внешности в определенной мере связано с демографической ситуацией: когда сложно найти себе пару, макияж становится для женщины одним из средств обратить на себя внимание. Возможно, также и поэтому в провинции, в небольших городах и поселках женщины стремятся использовать более яркий макияж и одежду, постоянно выглядеть, что называется, нарядно. «Привлечение сексуального партнера – одна из самых сильных мотиваций нашего поведения, – рассказывает Ольга Долгополова. – Эта потребность связана с сохранением жизни, возможностью продолжить свой род».

«Самые активные потребительницы средств макияжа в России – женщины от 20 до 34 лет, – комментирует Анна Дычева-Смирнова. – Но они почти полностью перестают пользоваться косметикой примерно к 60 годам. А, например, среди американок уровень расходов на косметику остается неизменным до 55 лет, да и после 60 они продолжают ей пользоваться». Тем не менее у нас молодые женщины (в целом) пользуются макияжем гораздо активнее, чем, скажем, в Европе или Америке. «В нашей стране быть не замужем, не иметь партнера – значит (в глазах общественного мнения) быть женщиной неуспешной, – объясняет Ольга Долгополова. – И чем дальше от столицы, тем более заметна эта тенденция». Во многом она связана с отсутствием социальной защищенности. В большинстве развитых стран женщин (их здоровье, права) оберегает закон; государство также поддерживает тех, у кого родился ребенок, и в результате большинство из них могут самостоятельно (без участия мужчины) обеспечить себя.

читайте такжеУроки макияжа: как стать сильнее и преодолеть комплексы

Какая есть

alt

«Без макияжа чувствую себя словно голая, – признается 41-летняя Наталья. – Никогда не выхожу на улицу без косметики». «Для меня это была настоящая проблема, когда мы жили месяц в палатках у моря, – не могу без макияжа! – рассказывает 22-летняя Елизавета. – Когда море смывает косметику, мне кажется, у меня нет ни глаз, ни губ, ни бровей. Первое, что сделала, когда вернулись в город, – перманентный тату-макияж, чтобы всегда быть во всеоружии». Иногда такое отношение к косметике приближается к зависимости: женщина живет с ощущением, что без макияжа она недостаточно хороша. Ольга Долгополова комментирует: «Некоторые уверены в том, что, прежде чем показаться на глаза своему партнеру (скажем, утром, после сна), нужно привести в порядок лицо. Что женщина должна оставаться для мужчины неизменно прекрасной, всегда ухоженной, безупречной. Казалось бы, что плохого в этом намерении? На самом деле за таким подходом к себе кроется невысокая самооценка, неспособность принять себя, убежденность в том, что «ни в коем случае нельзя показать себя такой, какая я есть на самом деле, потому что такой я нравиться не могу».

Смысл маски

Итак, женщины «делают лицо», прежде чем показать себя миру, создают образы и надевают их на себя – «роковая», «куколка», «лолита» – или делают макияж, создающий впечатление... отсутствия макияжа. Эти образы меняются в соответствии с модой и тем, какую роль в социуме в данный момент женщина намерена играть. Это своего рода послания, несущие социальный смысл, – как кастовые знаки «бинди» на лбу индийских женщин или нарисованные мушки на дамских лицах и шеях во времена Помпадур. «Это как бы не вполне я, а некий легальный образ меня – такой, какой я предъявляю себя миру, – поясняет Ольга Долгополова. – То, что могут видеть и обсуждать другие, – всего лишь мой образ, на самом деле неизвестно, какая я в реальности. Это способ увеличить личную дистанцию, чувствовать себя более защищенной, неоголенной и неранимой. А без маски «я открываюсь лишь тем, кому доверяю». В этом есть очень древний, обереговый смысл раскраски лица – защита, маска».

Кажется, что супермодели, голливудские актрисы и прочие действующие лица глянцевой действительности особым образом влияют на сознание женщин, буквально заставляя их стремиться к определенным образцам красоты и побуждая покупать косметику. Но социологи доказали, что большинство женщин вовсе не столь внушаемы*. В ходе опроса 10 000 женщин из 12 стран мира выяснилось, что реклама с участием знаменитостей не влияет на выбор и предпочтения, связанные с косметикой. Исключение составляют Индия и ЮАР. Хотя мнение окружающих для большинства женщин все-таки важно.

Без оглядки на других

* Исследование The Segmentation для Clinique, октябрь, 2006.

Боевая раскраска

alt

Так это привычное ежедневное действо – нанесение макияжа – приоткрывает нам свой архетипический, впитанный нами с рождения смысл. «Раскраска лица в примитивных сообществах – это атрибут боевых действий, – рассказывает Ольга Долгополова. – Но и в нашей жизни непрерывно происходит «битва полов», и макияж – один из видов оружия». Заметим: в нашем любовном, романтическом лексиконе мы используем слова «покорить», «добиться», «пленить», «завоевать» – они отражают скрытую сторону отношений. «В близких отношениях мы испытываем именно амбивалентные чувства, – продолжает Ольга Долгополова. – Известный психотерапевт, классик психоаналитического направления Карен Хорни (Karen Horney) подробно описывает эти феномены любви-ненависти. Зрелый человек способен интегрировать внутри себя эти полярности: время от времени я не люблю, раздражаюсь и даже ненавижу, но это не значит, что отношения не удались или их пора завершать. В гендерных отношениях очень важно осознавать и принимать в себе изрядную долю амбивалентности, учиться с ней обходиться социально приемлемыми способами. Наш макияж – это обольщающая раскраска. Она помогает «одержать победу», «выиграть» во взаимодействии полов».

Возвращение к себе

Выглядеть хорошо, чувствовать себя привлекательной, ощущать себя уверенно – именно эти бонусы макияжа перечисляют женщины как безусловные шаги на пути к счастью. Макияж дает нам возможность повысить самооценку, считает американский визажист Бобби Браун (Bobbi Brown), написавшая книгу «Эволюция красоты» («Beauty Evolution», HarperCollins Publishers, 2005). «Выглядеть наилучшим образом означает для меня три вещи: принять то, что мы не можем изменить, быть уверенным в себе и обладать некоторыми знаниями в отношении макияжа. А быть уверенным в себе – значит осознать, что в вас есть особенное, и не фокусироваться на том, что вам не нравится». Визажист Эдуардо Феррейра (Eduardo Ferreira) из команды Бобби развивает эту идею: «Допустим, девушке не нравится ее нос. Она стоит перед зеркалом и говорит: «Мне не нравится мой нос». Она уже не в состоянии видеть ничего на своем лице, кроме этого носа. Приходит к визажисту и просит научить ее, как сделать его меньше (тоньше). Нос – объект ее постоянного внимания – становится объектом внимания окружающих.

А прекрасные глаза или красиво очерченные губы отходят на второй план».

Но макияж может стать и средством терапии для тех, кто стремится принять себя. Стоит лишь позволить себе увидеть то, что в нашей внешности нравится (нам) более всего. И, подходя к зеркалу, помнить об этом. «Это поможет увидеть себя настоящую, – считает Эдуардо Феррейра. – Не такой, как 10 лет назад, и не такой, какой вы никогда не будете, но именно себя – в настоящий момент».

Полезные ископаемые

Один из мифов, связанных с декоративной косметикой, основан на том, что макияж вреден для кожи. Такая точка зрения по меньшей мере несовременна: средства макияжа являются хорошей защитой лица (единственной постоянно открытой части тела) от агрессии внешней среды, включая ультрафиолетовое излучение и свободные радикалы. И оказывается, самые нейтральные, хорошо переносимые и натуральные средства макияжа – это те древние красители, которые наши предки наносили на кожу в ритуальных целях: микронизированные (очень тщательно измельченные) минералы обладают естественным солнцезащитным действием, примерно равным SPF15. Инертные минералы не поглощаются кожей, не вступают ни в какие реакции, что сводит к нулю риск аллергии и раздражения, и более того, препятствуют размножению бактерий – что делает возможным использование минерального макияжа после хирургических вмешательств или при дерматологических проблемах. Средства на основе микронизированных минералов существуют у марок I. D. Bare Minerals и Jane Iredale.

Антон Попов

* По данным исследовательской компании «Комкон», 2006.** По данным The Segmentation для Clinique, октябрь, 2006.

Об этом

  • Роберт Джонс «Макияж – это просто. Профессиональные секреты красоты»Рипол-классик, 2006.
Источник фотографий: КИРИЛЛ ТРЕТЬЯКОВ, НИКОЛАЙ ГУЛАКОВ
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • vasalen   
    124 недели назад

У меня ощущение, что всё это муть, насчет того, что накрасившись, женщина чувствует себя увереннее. Большинство моих знакомых женщин красится, и при этом они постоянно пребывают в опасениях не потекла ли тушь, не размазалась ли помада, осталась ли она на губах или все уже съедено и пора подкрашивать. Это уже не говоря о том, что приходится вечно таскать в сумке. Я раз в месяц крашу в салоне брови и ресницы и спокойна как удав. К тому же я хочу нравиться как есть и просыпаться утром спокойно, без боязни, что меня не узнают. )))
Psy like1
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты