текст: Наталья Балынина,  Ксения Мурашева 

Новые коды мужской красоты

Продуманное питание, фитнес, увлажняющие кремы, тщательный подбор аксессуаров – сегодня мужчины ухаживают за собой и не стесняются об этом говорить. Они становятся женственнее или на наших глазах рождается новая формула мужественности?
Новые коды мужской красоты

Андрей, 41 год, преподаватель Московского гуманитарного университета«Я стараюсь выразить свое внутреннее состояние»

alt

«Одежда и стрижки всегда помогали мне чувствовать себя увереннее. В юности я жил в Курской области и не мог позволить себе хороший костюм или стильную прическу. Но иногда я ездил в Москву за модной одеждой, а стрижку делал в салоне на Арбате. Насколько я себя помню, я всегда стремился одеваться стильно – это было выражением моего внутреннего состояния. Даже работа не влияла на мой внешний вид. Но я никогда и никому не хотел доказать, что я лучше всех. В последнее время я выбираю классический стиль, в нем чувствую себя уверенным, самодостаточным, интересным. Я работаю преподавателем и считаю, что опрятность, аккуратность, презентабельность во внешнем облике помогают мне где-то стирать границу между мной и студентами, а где-то, наоборот, ее подчеркивать. Существует стереотип, что мужчины, которые ухаживают за собой, являются представителями сексменьшинств. Однако я уверен, что уважающий себя мужчина должен ухаживать за собой независимо от своей ориентации. К сожалению, в нашей стране этот стереотип пока не сдает позиций, что связано и с культурными традициями, и с банальным непониманием».

«Лет десять назад я был во Франции в гостях у одной семейной пары, – вспоминает 40-летний Сергей. – В их ванной комнате я обратил внимание на солидное количество всяких баночек с кремами: меня поразило то, что часть из них принадлежала хозяину, а не хозяйке. Я даже не знал, как на это реагировать. Мне вспомнился этот случай потому, что недавно я осознал, как изменилось мое собственное отношение к этой теме. Теперь и у меня есть крем для лица, маска для устранения жирного блеска и крем для рук. И если первые два средства мне покупает жена, то за руками я стараюсь следить самостоятельно».

Эти слова Сергея могли бы повторить многие мужчины. Сегодня их можно застать за беседой с консультантами по стилю в магазинах одежды, для них косметические компании выпускают специальные линии средств по уходу за мужской кожей. И популярность этого ухода растет: так, в России в прошлом году средства мужской линии Biotherm Homme покупали на 25% активнее, чем в 2009 году, причем одним из бестселлеров стало увлажняющее средство для кожи, а не крем для бритья*. Ориентированные на мужчин салоны красоты и спа после своих «дебютов» в европейских странах и США стали появляться и в России – и в них уже никого не удивляет мужчина, записавшийся на коррекцию бровей или окрашивание волос.

Артур, 25 лет, стилист «Одежда дает мне свободу»

alt

«Люблю японских и бельгийских дизайнеров, молодых авангардистов. Их одежда дает мне свободу. Мне нравится смешивать дизайнерскую одежду с брендами масс-маркет. А иногда я вообще «сливаюсь со всем миром» в обычной толстовке, валенках и пуховике: порой ценишь не только дизайн, но и комфорт. Довольно важную роль в моей жизни играют запахи, для меня аромат – это как вторая кожа. Особняком в моей коллекции стоят парфюмы Comme des Garcons: они порой, как и одежда, которую я люблю, состоят из самых неожиданных ингредиентов.

Я до сих пор поражаюсь, когда сталкиваюсь со старым предубеждением: ухаживающий за собой мужчина считается чем-то за гранью приличия. В Европе это давно в порядке вещей! И я говорю не о таких базовых средствах, как пена для бритья или дезодорант, – современному мужчине нужно гораздо больше. Не знаю, сколько еще пройдет времени, но надеюсь, что сознание российского «джентльмена» в этом отношении все же изменится».

Перемены во всех областях

«Сегодня меняется само понятие мужской сексуальности, – размышляет культуролог Ольга Вайнштейн. – Теперь, чтобы выглядеть привлекательно, требуется тщательный уход за собой, исключаются прежние «патриархальные» нормы – грубая кожа, неаккуратная растительность, «естественный» запах. Раньше женщина могла относиться к таким вещам благосклонно, расценивая их как признаки «настоящего самца», но теперь они скорее воспринимаются как недостатки и вызывают у кавалера чувство неуверенности. Появился новый код мужской красоты, вместе с тем уход за собой стал престижным, и своего интереса к этой прежде «женской» сфере мужчины уже не скрывают». Среди перемен того же порядка, по мнению Ольги Вайнштейн, и расширенная цветовая гамма в мужской одежде (ныне «узаконены» такие ранее считавшиеся «немужскими» цвета, как желтый или розовый), и новые мужские ароматы с фруктовыми или цветочными оттенками, а также интерес мужчин к домашней готовке. Кроме того, «новые мужчины» охотно проводят время с детьми.

Идем на сближение

«СЕГОДНЯ МУЖЧИНЫ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ВНЕШНОСТЬ, НО ВМЕСТЕ С НИМИ ОТКРЫЛИСЬ И БЕСКОНЕЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ БЕСПОКОЙСТВА ПО ЭТОМУ ПОВОДУ».

«Эти перемены – проявление тенденции, связанной с тем, что традиционные границы мужской и женской ролей в обществе размываются, перестают быть такими жесткими, как раньше, – считает сексолог Игорь Кон. – Женщина становится более энергичной, деловой, а мужчина усваивает то, что еще недавно не входило в «малый джентльменский набор», – например, забота о внешности». Сегодня нередки семьи, в которых муж, посвятив себя творческой работе без жесткого графика, берет на себя значительную часть хлопот по хозяйству, освобождая от них занятую с утра до ночи на работе жену. Общество признало право мужчин и на эмоциональность, которая ныне не противопоставляется «типично мужскому» поведению. Так же и внимание к своей внешности, интерес к стилю в одежде или забота о сухой коже лица не воспринимаются как женственные черты. Мужчины и женщины становятся более похожими друг на друга, и новая общность интересов нередко способствует их взаимопониманию. «Когда жена видит мужа, который после вечернего душа, например, наносит на лицо крем, он становится для нее ближе, понятнее, – подчеркивает психотерапевт Ольга Долгополова. – Это уменьшает ту дистанцию между мужчиной и женщиной, которая неизбежно возникает в случае проявления типично мужских черт поведения, и вызывает нежные чувства». Сближению помогают не только общие интересы, но и общие проблемы: например, необходимость следить за питанием, чтобы контролировать вес. Если раньше, говорит Игорь Кон, нервная анорексия встречалась почти исключительно у женщин, то сейчас она знакома и мужчинам. «Сегодня в отношении внешнего вида у обоих полов схожие заботы, схожие проблемы и схожие решения», – подчеркивает сексолог.

Между тем эта новая общность интересов не всегда приносит позитивные плоды, считает Ольга Долгополова: «Мужчина с чрезмерным вниманием к своей внешности, с дорогим маникюром или в сшитой на заказ рубашке может вызывать у женщины неловкость, неуверенность: в ее представлении слишком нарушается и его, мужская ролевая модель, и тем самым – ее, женская».

Сергей, 55 лет, начальник технической службы банка «Костюм превратил меня из мальчишки в мужчину»

alt

«Моя жена влюбилась в меня почти 30 лет назад. Выбор ее, по ее же признанию, был во многом продиктован моим умением быть элегантным и со вкусом подбирать одежду. Все эти годы я пытаюсь держать марку, каждый день подтверждая, что она не ошиблась, – потому что я тоже очень ее люблю. Да, костюм зачастую не слишком практичен и удобен, но именно он для меня – универсальный атрибут мужественности, элегантности и стиля. У людей моего поколения возможность хорошо одеваться была ограничена, зато мы использовали ее на все сто процентов. В молодости я заказывал индивидуальные костюмы в ателье, у портного. Самым памятным в моей жизни стал темносерый свадебный костюм, сшитый профессиональным портным, – он как никакой другой соответствовал настроению и отражал мою тогдашнюю эйфорию. Кроме того, его очень полюбила жена, и он до сих пор бережно хранится в шкафу. Мне кажется, именно этот костюм превратил меня из беззаботного мальчишки в мужчину и отца. Я всегда сам выбираю себе одежду, но при этом стремлюсь к тому, чтобы жена одобрила мой выбор. Моя семья – жена и трое сыновей – это мой главный цензор. Мне небезразлично, как они чувствуют себя рядом со мной, и надеюсь, что подаю хороший пример сыновьям.

Новая уязвимость

Означает ли это, что мужчинам теперь стало понятнее такое типично женское беспокойство, как «хорошо ли я выгляжу»? Гендерное равенство, считает Игорь Кон, привело к тому, что у женщины появилось больше жизненных выборов, а у мужчины, соответственно, возникла необходимость произвести верное впечатление своим внешним видом, чтобы завязать серьезные отношения. И если раньше придирчиво оценивалась в основном женская внешность, а мужчины практически никогда не ощущали, что их оценивают, то сейчас ситуация изменилась. Поэтому современным мужчинам, теряющим былую уверенность, становятся знакомы привычные женские тревоги – застенчивость, сомнения в своей привлекательности, беспокойство по поводу своего внешнего вида и соответствия его ожиданиям окружающих. «Мужчины получили новые возможности улучшить свою внешность, но вместе с ними открылись бесконечные перспективы беспокойства по этому поводу. Мужчины теперь вынуждены считаться с критическими взглядами извне», – замечает Ольга Вайнштейн.

Впрочем, требования к мужской внешности предъявляют не только женщины. «Сейчас от нас ожидают очень много: и в наших отношениях с другими, и в наших отношениях с обществом, – говорит Ольга Долгополова. – Последние лет десять я отмечаю в мужчинах эмоционально-психологическую уязвимость и тревожность, вызванную конкурентной атмосферой в обществе. Но ухаживают они за собой больше не потому, что хотят быть красивыми и нравиться женщинам, а потому что иначе они не смогут одержать верх в конкурентной борьбе в социуме: ухоженный, безукоризненно выглядящий мужчина воспринимается более социально успешным. Для того чтобы преуспеть, сейчас используется все – не только образование и опыт работы, но и статусная внешность».

Чувство тела

alt

Ольга Вайнштейн, культуролог*

«Мужчинам сегодня стал доступен прежде незнакомый им опыт – обостренной телесной чувствительности. Это новое для них ощущение внимания к своему телу, к тому, что с ним происходит, к претерпеваемым им изменениям – в течение дня или с ходом времени. Теперь мужчина фиксирует те ощущения, которые прежде им традиционно игнорировались – например, чувство сухости кожи вокруг глаз. И обращает внимание на то, что раньше было для него не столь существенным – например, излишняя растительность на теле, изменение веса или появление морщин. Вполне возможно, что в будущем мужчина, который усвоил этот язык новой телесной чувствительности, будет носить с собой косметичку, как это делают женщины, – чтобы иметь возможность реагировать на эти сигналы тела. И не исключено, что со временем в этой косметичке найдется место и для декоративной косметики».

* Автор бестселлера «Денди: мода, литература, стиль жизни». НЛО, 2008.

Больше индивидуальности

Между тем свою социальную успешность мужчины сегодня предпочитают доказывать не приводя свою внешность в соответствие с общей нормой, а, напротив, находя свой собственный стиль, выражая свою индивидуальность в одежде. Во множестве блогов, где ежедневно размещаются фотографии стильно одетых людей, сделанные на улицах разных городов мира, мужчины представлены наравне с женщинами – например, в The Sartorialist (www.thesartorialist.blogspot.com) или Easy Fashion in Paris (www.easyfashion. blogspot.com). «Современная культура признает большую многоцветность, – отмечает Игорь Кон. – Раньше геи в глазах общества выглядели «как-то не так»: более телесно ориентированными, чем гетеросексуальные мужчины, больше внимания уделяющими своему стилю. Это их отличало. Сейчас же стремление к индивидуальности без оглядки на стандарты свойственно человеку вне зависимости от его принадлежности к той или иной субкультуре. Даже продавцам в модных магазинах уже сложно отличить «на глаз» покупателя с гомосексуальной ориентацией». «Немалую роль в этом процессе сыграло американское реалити-шоу Queer eye, в котором геи обучали традиционных мужчин стильно одеваться», – говорит Ольга Вайнштейн. По мнению Ольги Долгополовой, сегодня в обществе приветствуется индивидуальность – именно потому, что она ассоциируется с успешностью. «Успешность возможна там, где человек соответствует самому себе», – объясняет она. Возможно, эти поиски индивидуальности позволят современному мужчине найти не только свой стиль, но и себя самого, настоящего, – не опасаясь обвинений в женственном поведении, нетрадиционной ориентации или слабости.

* По данным компании Biotherm – www.biotherm.ru

Благодарим за помощь в проведении съемки ресторан Casta Diva.

Источник фотографий: АЛЕКСАНДР РЕШЕТИЛОВ
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты