текст: Лидия Золотова 

Почему нас завораживает мех

Он красивый, теплый, уютный. Правда, не всегда практичный и весьма дорогой. И все же людям свойственно стремиться к обладанию мехом — и причиной тому не только холода. Он притягивает, восхищает, магнетизирует.
alt

Строго говоря, у наших цивилизованных современников нет никакой насущной необходимости в меховой одежде: высокие технологии предлагают нам массу совершенных теплоизолирующих материалов. Но многие из нас по-прежнему не в силах отказаться от меха.

Он притягивает, восхищает, магнетизирует. Что касается россиян, любовь к натуральному меху можно назвать их национальной чертой: по данным Британской ассоциации меховщиков (British Fur Trade Association), наша страна считается крупнейшим потребителем мехов*. Конечно, такое неравнодушие частично обусловлено холодным климатом, но дело не только в нем. Похоже, здесь мы попадаем в хитросплетение культурных традиций и социальных штампов, бесконечно стремящейся к новому моды и наших неосознанных инстинктов, которые уходят корнями в далекое прошлое.

Мотив сезона

Лихо сдвинутые на ухо береты из норки; пышные, из степной лисы, уютные жилеты; отвороты сапог, украшенные полоской меха енота; круглые фонарики-эполеты из соболя на строгом твиде рукава; кокетливые помпоны на лайковых перчатках и, наконец, экстравагантные гетры из кролика. «Мех прочно обосновался не только в модных коллекциях, но и в классе отделки и аксессуаров, — отмечает обозреватель моды Лидия Шамина. — Настоящий тренд сезона — сумки из меха, перфорированного или цельного. Украшенные стразами, блестками, пайетками, помпонами и лисьими хвостами, меховые сумки на длинной ручке — это сегодняшний шик, показатель легкомыслия и гламура». Актуальная мода вскрывает главный мотив: мех любят более за красоту, нежели за даримое им тепло. И многим хочется если не закутаться в него целиком, то хотя бы усвоить частицу его особой энергетики, питающей нашу чувственность.

Обращаясь к телу

О своем видении отношений человека и меховой одежды рассказывает гештальттерапевт Ольга Долгополова.

«Человеку, живущему в наших широтах, очень много энергии приходится тратить на собственный обогрев. Такова данность нашего существования, а потому эти затраты нам необходимо восполнять. Надевая на себя одежду из меха, мы не только сберегаем свою энергию, но в некотором смысле можем использовать и ее энергетику. Женщина в мехах словно излучает эту высвобожденную энергию вовне и оттого воспринимается более теплой, благополучной, желанной, сексуально привлекательной. Если вернуться в далекую человеческую историю, мы увидим: человек охотился на животных в том числе и для того, чтобы обогреть себя. Причем звериные шкуры были для наших предков не только одеждой, но и кровом, и постелью. Мужчины и женщины занимались на них любовью, вдыхая их особый запах, а потому секс на расстеленном на полу меховом ковре при свете горящего очага и сегодня многими из нас воспринимается как одна из самых чувственных, возбуждающих сцен. Кроме того, прикосновение к мягкому меху посылает в мозг сигнал: безопасность, комфорт, спокойствие. И это ощущение тоже располагает к получению удовольствия, к наслаждению сексом».

Каждый охотник желает

«В мехах есть ценность чего-то редкого, добытого с трудом и риском, как во времена первобытной охоты, — объясняет социальный психолог Юлия Федотова. — Поэтому восприятие меха мужчиной имеет совершенно особый оттенок. Здесь и гордость добытчика, и отображение собственного социального статуса (в отличие от золотого кольца меховое манто на спутнице трудно не заметить). Такая вещь, как, например, норковая или соболья шуба, заявляет во всеуслышание о том, что мужчина — хороший охотник. А его спутница, сумевшая привлечь внимание такого исключительного охотника, тем самым тоже утверждает свою женскую незаурядность».

Сегодня на смену объемным, что называется, богатым шубам пришли элегантные, но неизменно женственные маленькие пальто: подчеркнутая талия, расклешенный низ. «А-силуэт царит как на подиумах, так и на улицах, — констатирует Лидия Шамина. — Для маленького мехового пальто подойдет любой гладкий мех — от каракуля и его производных, каракульчи и свакары, до элегантной норки, стриженой и щипаной. А также любой аксессуар — от широкого лакового пояса до фаворита сезона, длинных лайковых перчаток. (Нюанс: рукава можно немного подвернуть или засучить.) Этот невероятно женственный наряд дополняют легинсы, ботильоны, ботфорты. Времена, когда на подиумах царили кислотные норки и лисы, уже миновали. Сегодня в моде натуральный цвет меха, а самым актуальным признан черный, блестящий, словно шкура пантеры».

alt

В шкуре хищника

«Многоликая палитра черного, модного цвета интеллектуалов, притягивает многих, — говорит Лидия Шамина. — С одной стороны, мы воспринимаем его как цвет элегантности, чувственности, изысканного стиля: независимо от длины ворса и фасона, любому легко ощутить себя в таком мехе cозданием исключительным. С другой стороны, черный практичен и комфортен: он выступает в роли защитника, которому все внешнее нипочем. Другая модная крайность — семейство кошачьих. Под леопарда мимикрируют все меха, от кролика до норки, и предстают перед нами в виде перчаток, ботильонов, полусапожек и муфт».

Подобно нашим древним предкам мы обряжаемся в шкуру хищника и словно присваиваем себе его качества: ловкость и силу, гибкость и быстроту. «Мех будоражит в нас первобытные инстинкты, — объясняет Юлия Федотова. — Помимо ласки в нем есть одновременно и хищность. Что позволяет женщине привлекать внимание мужчины-охотника, но при этом не чувствовать себя беззащитной жертвой».

Некоторые не просто носят мех, но используют его (или шкуры животных) при оформлении интерьера, в качестве декора дома. «Это может указывать на некую «хищную» составляющую нашей натуры, — считает Юлия Федотова. — Охотник по-прежнему жив внутри нас, и, хотя ему уже не приходится стрелять, он все же нуждается в соответствующих «трофеях».

* http://www.britishfur.co.uk

С любовью к животным и человечеству

Экологическое движение завоевывает умы планеты: вероятно, мех постепенно все-таки выйдет из моды, по крайней мере как знак статуса.

Уже сейчас некоторые известные люди предпочитают подтверждать свой высокий социальный статус, демонстрируя развитое экологическое сознание. Вслед за звездами (среди них Брижит Бардо, Орнелла Мути, Настасья Кински, Кристи Терлингтон) от меха отказываются политики, бизнесмены и даже модные дизайнеры. Во многих западных странах практически не осталось специализированных магазинов, продающих меха. Так, в Британии их можно найти лишь в Harrods, да и тот регулярно перекрывают пикеты «зеленых».

И можно было бы лишь приветствовать экологические кампании в защиту животных… не будь они столь агрессивны — уже в отношении человека. Воздерживаясь от нравственных оценок, констатируем тот факт, что звероводство (разведение пушных животных ради меха) наряду с животноводством действительно является одной из самых экологически грязных отраслей и часто приводит к загрязнению грунтовых вод фосфором, азотом и каустическими химикатами, которые используют для выделки шкур. Еще один фактор риска — разведение определенных видов животных в местностях, для которых они нехарактерны, что может привести к нарушению экологического равновесия. С одной стороны, понятно, что технологии производства — как меха, так и его заменителей — со временем неизбежно усовершенствуются.

С другой стороны, человек является частью природы, и каждому из нас предстоит решать, какое именно взаимодействие с ней является для него естественным.

Елена Ломакина

По материалам www.infurmation.org, www.peta.org

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


"многим хочется хотя бы усвоить частицу его особой энергетики (меха), питающей чувственность" - вы хоть соображаете что написали?? какая может быть энергетика у шкуры освежёванного животного - страха, ужаса, боли, пыток, предчуствия смерти! всю их маленькую несчастную жизнь они содержались в ужасных условиях, в тесных грязных клетках, и шкуру сдирали со многих живьём, немного оглушив током или ударов головой об камень! не сомневаюсь, что эта энергетика перейдёт к ВАМ, уважаемые любительницы моды и шика.
Psy like0
новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты