psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Тюленева 

Разбирался ли в любви Лев Толстой?

В главе «Любовь» повести «Юность» Лев Толстой писал о трех родах любви. Был ли великий классик хорошим психологом? Как писатель Толстой гениален – но ничего не понимает в любви, считает эксперт Инна Шифанова.
alt

«Есть три рода любви:

1) Любовь красивая,

2) Любовь самоотверженная и

3) Любовь деятельная.

Я говорю не о любви молодого мужчины к молодой девице и наоборот... Я говорю… про любовь к матери, к отцу, к брату, к детям, к товарищу, к подруге, к соотечественнику, про любовь к человеку.

Любовь красивая... Для людей, которые так любят, — любимый предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство, сознанием и выражением которого они наслаждаются. Люди, которые любят красивой любовью, очень мало заботятся о взаимности, как о обстоятельстве, не имеющем никакого влияния на красоту и приятность чувства. Они часто переменяют предметы своей любви, так как их главная цель состоит только в том, чтоб приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо. Для того чтобы поддержать в себе это приятное чувство, они постоянно в самых изящных выражениях говорят о своей любви как самому предмету, так и всем тем, кому даже и нет до этой любви никакого дела.

Второго рода любовь — любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету. «Нет никакой неприятности, которую бы я не решился сделать самому себе, для того чтобы доказать всему свету и ему или ей свою преданность». Вот формула этого рода любви. Люди, любящие так, никогда не верят взаимности (потому что еще достойнее жертвовать собою для того, кто меня не понимает), всегда бывают болезненны, что тоже увеличивает заслугу жертв; большей частью постоянны, потому что им тяжело бы было потерять заслугу тех жертв, которые они сделали любимому предмету; всегда готовы умереть для того, чтоб доказать ему или ей всю свою преданность, но пренебрегают мелкими ежедневными доказательствами любви, в которых не нужно особенных порывов самоотвержения. Им все равно, хорошо ли вы ели, хорошо ли спали, весело ли вам, здоровы ли вы, и они ничего не сделают, чтоб доставить вам эти удобства, ежели они в их власти; но стать под пулю, броситься в воду, в огонь, зачахнуть от любви — на это они всегда готовы, ежели только встретится случай.Кроме того, люди, склонные к любви самоотверженной, бывают всегда горды своею любовью, взыскательны, ревнивы, недоверчивы и, странно сказать, желают своим предметам опасностей, чтоб избавлять от них, несчастий, чтоб утешать, и даже пороков, чтоб исправлять от них.

alt

Третий род — любовь деятельная, заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. Люди, которые любят так, любят всегда на всю жизнь, потому что чем больше они любят, тем больше узнают любимый предмет и тем легче им любить, то есть удовлетворять его желания. Любовь их редко выражается словами, и если выражается, то не только не самодовольно, красиво, но стыдливо, неловко, потому что они всегда боятся, что любят недостаточно. Люди эти любят даже пороки любимого существа, потому что пороки эти дают им возможность удовлетворять еще новые желания. Они ищут взаимности, охотно даже обманывая себя, верят в нее и счастливы, если имеют ее; но любят все так же даже и в противном случае и не только желают счастия для любимого предмета, но всеми теми моральными и материальными, большими и мелкими средствами, которые находятся в их власти, постоянно стараются доставить его».*

Инна Шифанова, семейный психолог:

Толстой гениален как писатель, но он ничего не понимает в любви.

Любовь соединяет две личности, каждая из которых имеет собственное достоинство и свои границы. Если есть достоинство, то границы четко определены, и тогда никто не требует ни от себя, ни от другого, чтобы тот соответствовал чужим ожиданиям. Настоящая любовь дает каждому возможность быть собой, не нарушая чужих границ. Требование жертв здесь неуместно, уважение к границам – уместно. Когда есть взаимное уважение, тогда действительно происходит вечное узнавание друг друга, а это и есть главная движущая сила любви.

Если же один хочет узнавать другого ради поощрения его пороков, с целью любоваться своей любовью и своим всепрощением, то это к любви не имеет отношения. Это попытки что-то компенсировать (дефицит внимания, статуса, уверенности в себе, понимания, различные социальные страхи), это любовь не действенная, а дефицитная.

Толстой строит отвлеченные рассуждения, создает схемы и конструкции мира и любви к миру, в них нет конкретики и теплоты настоящей любви к человеку.

Он, мне кажется, здесь описывает самого себя – три собственных реакции на окружающих в зависимости от его собственного настроения. В таких отношениях другой человек – объект, а не субъект. Личности партнера здесь нет. И он, живой человек, чувствует, что речь не о нем, а о мифе про него и о любовании собой. За экстазами можно спрятать любое чувство даже от себя (например, презрение, равнодушие или ненависть).

alt

Три рода любви по Толстому – это три разные стадии негармоничных отношений в любви. Очень частая проблема.

1. Сейчас мы бы это назвали конфетно-букетной стадией. Клиентки обычно говорят: «Он так красиво ухаживал, кто бы мог подумать?!» Обычно здесь и «гений чистой красоты», и ангел. Любовь неземная. Разумеется, неземная! Человек никогда не ангел, но это отрицается. И партнеру предъявляются претензии, как он посмел перестать быть ангелом. Какое право он имеет на несовершенство! Правда, о взаимности они обычно очень даже заботятся, они ревнивы ко всем одновременно «предметам любви».

2. Несчастный «предмет» постоянно ждет, когда же он будет вновь соответствовать прежним восторгам, и делает ошибку – становится жертвой. «Никогда не верят взаимности (потому что еще достойнее жертвовать собою для того, кто меня не понимает)» – именно так. У них есть все основания не верить взаимности, их никто не собирается понимать.

3. Третий тип существует как недостижимый идеал, как цель, к которой должен стремиться другой. Но непонятно, по Толстому, а что же в это время делает «любимый», разрешающий себя любить?

Толстой умел любить человечество, а не человека, поэтому он скрыл за пафосом «про любовь к матери, к отцу, к брату, к детям, к товарищу, к подруге, к соотечественнику, про любовь к человеку» не складывающуюся у него любовь к женщинам. Он видится мне мальчиком-подростком, который уверен, что его не за что любить, потому что он считает себя ужасным преступником и видит свои недостатки страшно преувеличенными, успокаивая себя только тем, что это – пороки, свойственные всему миру. Ему страстно хочется, чтоб его любили несмотря ни на что, жертвенно и безусловно, и при этом хорошо его понимали, угадывали его желания даже без слов и без просьб шли навстречу его потребностям. Его желание любви проникнуто детским эгоизмом. Но он не замечает этого, как не замечает и того, что каждый раз описывает любовь одностороннюю, которая не умеет вступать в диалог с другим человеком и, в сущности, не видит его.

* Подробнее: глава «Любовь» в книге: Л. Толстой «Детство. Отрочество. Юность» (АСТ, Астрель, 2012).

читайте такжеПеснь любви XXI века: что будет, если любить «по правилам»
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • martlet   
    102 недели назад

На мой взгляд, автор "погорячилась", интерпретируя самого Льва Николаевича. Мне, к сожалению, остались не понятными мотивы. Анализируя/комментируя любого великого человека, на мой взгляд, всегда в огромном количестве должны присутствовать слова:"возможно, может быть, кажется, если предположить и т.д." Ведь ни один человек не может категорично утверждать о другом человеке, тем более из далекого прошлого. Согласна, версия имеет право быть любая, НО с обязательной оговоркой, что это именно версия - исключительно предположение автора, не претендующее на "конечную истинность" в этом вопросе.
Psy like0
  • Ola-L   
    106 недель назад

Интересно Ваше высказывание: любить надо с умом :) Любовь - это чувство, это работа души, а не ума. Ум используют там, где расчет. И еще: "чтобы любить ежедневно, нужно большое мужество". Тоже спорно. Ничего не нужно, если есть любовь. Тут и забота, и беспокойство - все в радость. Надо, нужно - это если нет любви. Великие и гениальные люди, конечно, не ангелы, просто люди, как и мы. Но, наверное, глубже погружены в жизнь, в ее осмысление. Ведь не они себя гениями назвали, а время, через которое проходят их произведения, и поколения людей, желающие познать или почерпнуть что-то для себя из их созданий. Вот "Анну Каренину" можно читать и в юности, и в зрелом возрасте. И каждый раз видишь события в романе другими глазами, и каждый раз получаешь ответы на свои вопросы. И людей начинаешь понимать лучше, и их отношения. А Иван-дурак в русской сказке не дурак в нашем современном понимании, а просто еще неопытный, не знающий жизни молодой человек. Но блага в конце сказок он получает за свою честность и трудолюбие. Еще Вы затронули совсем другую тему - преподавание, воспитание, и проблему" наличия мудрого, тонкого преподавателя", который бы все разъяснил. Таких мало сейчас, думающих, сомневающихся, пытающихся понять. А разжевывать шедевры не нужно, человек сам разберется, если с детства окружить ребенка любовью и поощрять его к познанию мира, пониманию добра и зла. А, судя по статье, сейчас популярны клише, возвеличенные своим самомнением.
Psy like0
  • Ola-L   
    106 недель назад

Толстой не говорил, что он вещает истину во всех инстанциях, а вот Шифанова поучает нас всех и осуждает взгляды писателя да еще насаждает свое. Ну имеешь свое мнение - пиши свое! Размышляй! Аргументированно, интересно, логично. Ну как себя поярче выставить? Надо взять высказывания гениального писателя и поставить свои размышления выше и правильнее его. Вот такая плебейская позиция. Вспомнилась одна легенда о солдате-красноармейце, который, увидев, как Павлов (академик, лауреат Нобелевской премии), выйдя из церкви, перекрестился, презрительно осудил ученого : "Эх, темнота, темнота!" :)
Psy like1
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье