psyhologies.ru
тесты
текст: Юрий Зубцов 

Вдвоем хорошо, но мое «я» важнее!

Мы ждем от партнера, что он станет для нас всем на свете, исполнит все желания, словно джинн из лампы Аладдина. А главное, что он даст нам свободу вести себя так, как мы хотим и как привыкли. Жить в паре, оставаясь собой: возможно ли это?

Основные идеи

  • Быть собой невозможно, но можно становиться собой. И сегодня мы отличаемся от себя вчерашних. На нас влияет каждая встреча, каждое событие.
  • Любовь – сила, которая нас преображает. И под ее влиянием мы не только растворяемся в другом, но и обретаем себя.
  • Меняться – значит становиться другим. Отказываясь от своих прежних желаний и взглядов, мы можем приблизиться к своему новому «Я».
Возможна ли близость без растворения в партнере? Возможна ли близость без растворения в партнере?

Когда нашим бабушкам и дедушкам случалось увидеть в кино американскую или французскую любовную драму, они наверняка удивлялись странным поступкам героев. Которые то и дело рвали отношения, произнося похожие на заклинания слова про то, что хотят оставаться собой, а любовь им мешает. Сегодня эти заклинания понятны всем. И 30-летний инструктор по фитнесу Дмитрий, оставляя жену с годовалым ребенком, вполне искренне объясняет, что семья мешает ему развиваться и он боится потерять себя. А 37-летняя предпринимательница Вероника не намерена связывать себя обязательствами, поскольку редкие выходные желает проводить в пижаме и без макияжа или в кафе с подругами. «Иначе я перестану чувствовать себя собой», – пожимает она плечами. Словом, история про «две половины», которые должны соединиться в целое, мало кого сегодня вдохновляет.

Любовь и экономика

В прежние времена все обстояло куда как проще. Создание семьи имело серьезные экономические причины. Бедные, вступая в брак, приумножали рабочую силу и могли рассчитывать свести концы с концами. Богатым это было нужно, чтобы продолжить свой род и передать по наследству богатства. Если эти насущные потребности счастливо сочетались еще и с какими-то приятными чувствами – ура. Нет – ну что ж поделать, стерпится-слюбится.

И лишь лет сто назад союз, в который вступают двое, перестал быть прежде всего экономическим. На первое место вышла любовь. Да не одна, а в компании целого набора образов, архетипов и мечтаний: принцев на белых конях, принцесс в высоких башнях и прочих Ромео и Джульетт. И впору бы радоваться, да вот беда: образы и архетипы хороши для влюбленности – стадии отношений, когда мы даже рады без остатка раствориться в другом человеке. Про то, что бывает дальше, Ромео и Джульетта не знали. А сочинители сказок, видимо, знали – потому и заканчивали их свадьбами. Потому что дальше страсть отступает, любовь становится спокойнее, желание перестает быть ежеминутным и испепеляющим. И выясняется, что совместная жизнь состоит из сотен ежедневных уступок. На которые приходится идти, когда чего-то хочу или не хочу вовсе не я, а другой человек. С этим трудно смириться: наш нарциссизм мешает нам понять, «зачем это вообще нужно, если это нужно не мне».

Наша эпоха постоянно призывает нас «быть собой»

Но что если «быть самим собой» – скорее надежда, чем реальность, скорее верование, чем сущность, задается вопросом философ Шарль Пепен (Charles Pepin). «Да и как я мог бы жить, не веря в реальность своего «Я»? Как я смог бы взять на себя ответственность за свои поступки, если, например, «Я», которое совершило кражу, уже не тот человек, которого на следующий день в краже обвинят? Что значит «я мыслю, следовательно, я существую», если «Я», которое мыслит, уже не «Я», которое существует? Нам необходимо верить в нашу идентичность. Но это не означает, что она реальна. Где же может гнездиться это неделимое ядро «идентичности»? Что во мне остается со временем «равным самому себе»? Мое лицо? Органы? Место в обществе? Верования и ценности? Трудно выявить такое ядро… Но зайдем дальше: может быть, именно из-за того, что его невозможно найти, мы способны его изменить, открыться другому человеку? У нас нет «бытия», нет «нас самих», нет «сути». Но именно поэтому мы можем стать всем. Наше эго не находится в каком-либо ядре, но всегда бросается за пределы самого себя, в приключение межличностного общения». Ш. П.

Philosophie, 2012, № 65.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье