psyhologies.ru
тесты
текст: Виктория Белопольская 

«Елена», прекрасная и ужасная

Самый признанный российский фильм года, награжденный в Каннах, востребованный фестивалями мира, выходит у нас в прокат, и вовсе не такой «ограниченный», как можно было ожидать. Самый международно признанный российский режиссер Андрей Звягинцев невольно намекнул Ирине Любарской, в чем причины успеха «Елены».
alt

«Название фильма совсем не метафора. Кроме него мне только одно нравилось – «Нашествие варваров». Но это недавний фильм Дени Аркана. Да и не хотелось мне сразу называть вещи своими именами… Герой фильма, которого сыграл Андрей Сергеевич Смирнов (потрясающий актер – в трех дублях пустил слезу из того глаза, из которого было нужно, мы ведь снимали в профиль), смотрит по телевизору фильм. Лежит в больнице, растрогался после встречи с дочерью, за окном дождь, а на экране – нашествие саранчи. Но я вырезал саранчу. Это «авторский голос», моралите, слишком в лоб. Прямо указывает на сына героини с семьей, их жалкое и одновременно агрессивное потребительство, которое и толкает героиню на убийство состоятельного мужа… Пусть зритель решит, оправдывает ли ее это. А Елена – просто имя. Вначале, еще на этапе сценария, один потенциальный продюсер замучил меня вопросом: где тут «свет в конце туннеля»? Но разговор в таких категориях не может быть глубоким. И в ходе борьбы за то, чтобы продюсер не влезал в замысел, я сформулировал: прямая трансляция надежды с экрана – подлог. Надежда, она не на экране, предъявленная в виде назидания. Отсутствие света в конце туннеля как удар по лицу – заставляет человека подумать о своем уделе и искать надежду в себе. Таких, как сын героини, «неоварваров», спасет только катастрофа. Только она поможет понять, какой ужас на самом деле их жизнь – она-то и есть апокалипсис. Но мой соавтор по сценарию Олег Негин полагает, что большинство воспримет поступок Елены как правильный, как спасение семьи. Так что нужно иметь мужество сознавать, что зло здравствует, действует – и ничего. Никто никого не побеждает. Проигрывают все.

alt

Андрей Звягинцев, единственный российский режиссер, фильмы которого с нетерпением ждут на главных международных фестивалях. За свой режиссерский дебют – фильм «Возвращение» – получил «Золотого льва», кинопремию «Ника» и «Золотого орла».

Время такое. Во всем какое-то остервенение. Отсюда недоверие друг к другу, поиск подвоха, ирония. А нужна отдушина. Пришел, сел в зал и... спокойно посмотрел, как ворона влетает в кадр. Это начальный план «Елены», он длился три минуты. Я его два месяца монтажа смотрел и откусывал, откусывал. Теперь он длится 1 минуту 20 секунд. Я знаю: длинно, статично. Но там солнце встает. Я наслаждаюсь созерцанием – когда можно долго смотреть на предмет, на человека. Для меня главный герой фильма – киноязык, остальное – персонажи».

Виктория Белопольская

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье