psyhologies.ru
тесты
текст: Виктория Белопольская 

«Головоломка»: разум и чувства

«Головоломка» – мультфильм революционный. Анимация, но не про «пушистиков», а про то, как ребенок становится подростком. Комментарии детского психолога Тимура Мурсалиева и психофизиолога Евгении Стрижкиной.
alt ФОТО 2014 Disney/Pixar 

Этот мультфильм смело можно было бы назвать «Голова Райли» – по аналогии с классическим ситкомом начала 90-х «Голова Германа», в котором эмоции и стороны личности героя обретали автономность действующих персонажей и боролись за верховенство. В целом то же происходит и в голове 11-летней Райли. В месте, где мы, зрители, проведем большую часть экранного времени. Тут действуют более значимые герои, чем даже сама Райли и ее родители. Эти герои – ее эмоции. Радость – элегантная девушка в платье жизнеутверждающего цвета лайма, Гнев – полыхающий красный монолитный куб, Страх – серый недотепа, Печаль – синяя пессимистка, толстушка с комплексами, Брезгливость – зеленая высокомерная кокетка. Им, стоя у пульта управления Головного отдела Райли, предстоит помочь ей справиться с испытанием – переездом из уютного городка в заснеженной Миннесоте, где можно было играть в хоккей и было столько друзей, в огромный, туманный, чужой Сан-Франциско с его дурацкой пресной пиццей с брокколи (виданное ли дело?!).

Пережив восторг от фильма, мы решили обратиться к детскому психологу Тимуру Мурсалиеву и психофизиологу Евгении Стрижкиной с просьбой посмотреть его профессиональным взглядом.

alt ФОТО 2014 Disney/Pixar 
Psyсhologies:  

Насколько это корректно – строить сюжет фильма на «расчленении» сознания? Не вульгарный ли это подход к столь тонким материям?

Тимур Мурсалиев:  

С научной точки зрения – корректно. И сделано талантливо! Кроме того, подросткам 10–12 лет полезно учиться распознавать собственные эмоции, понимать, как они влияют на действия. Здесь ведь все в картинках – Гнев непримирим и полыхает, а Грусть вздыхает и опускает глаза… Нам демонстрируют сам механизм: когда в голове Райли горит Гнев, в реальности она резко говорит родителям: «Я иду в свою комнату!»

Евгения Стрижкина:  

И едва ли не важнее посмотреть этот фильм взрослым, родителям – чтобы тоже «в картинках» увидеть, что происходит с их ребенком, когда он не в силах справиться с ситуацией. Там есть замечательный эпизод. Когда Райли отчаивается приспособиться к новым обстоятельствам, то, что окружало ее «Головной отдел», – остров Семьи, остров Дружбы, остров Честности, еще недавно так сиявшие, – рушится. Это очень наглядно и трагично.

читайте такжеМультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций

А есть какие-то эмоции, стороны личности, которых вам как психологам в фильме не хватало?

Т. М.:  

Нет, тут отражены ровно те переживания, которые испытывает человек, входящий в подростковый возраст. Другой вопрос, что эта зеленая Брезгливость… Для меня это скорее аспект восприятия, самооценка – как я должен выглядеть, как должен вести себя…

Е. С.:  

…И самопрезентация. Это значимый элемент сознания, и важно, что он здесь представлен. И Страх представлен очень корректно – он не пугает, а охраняет.

Т. М.:  

И еще мы видим актуальный для подростка конфликт – между состоянием радости, счастья, и печалью. Мы видим тут социально приемлемый вид радости – девушку гиперактивную, счастливую… и раздражающую, если честно.

Е. С.:  

Даже навязчивую…

Режиссер Пит Доктер о своем мульфильме. Лекция «Кто живет в твоей голове?»

Т. М.:  

Но дети считают, что обязаны быть счастливыми, быть расстроенным – нехорошо, это общественно порицаемое чувство. А тут на уровне сюжета, когда Радость с Печалью оказываются в Долине Долгосрочной Памяти и Пропасти Бессознательного, где чернорабочие психики уничтожают ненужные Райли воспоминания, звучит въевшаяся песенка из рекламы и коротает последние дни Воображаемый Друг из ее раннего детства (потрясающий, кстати, персонаж!)… там они действуют согласованно, они вместе. Это ценно: счастье нельзя почувствовать, не пережив несчастья, радость и печаль существуют только в синтезе. И это ребенку еще предстоит принять. Но уже можно увидеть в фильме.

Е. С.:  

Да и Радости вначале было так много, а Печаль лишь иногда дотрагивалась до шариков воспоминаний, окрашивая их в грустный синий цвет. А по мере взросления Райли печальных эмоций становится больше, и мы видим, как ребенок их вытесняет. А потом Райли узнает, что из печали может родиться радость.

alt ФОТО 2014 Disney/Pixar 

Было ли что-то, что вас смутило?

Т. М.: 

Ну, разве что по-настоящему печальный персонаж – тот самый Воображаемый Друг Райли, который сделан из сахарной ваты, похож одновременно на слона и кота. Воображаемый Друг – набор черт, которым ребенок наделяет вымышленного персонажа, чтобы от его имени шалить или делить с ним одиночество. И начинает его любить. А потом Воображаемый Друг умирает. Но ни один ребенок не осознает, что он умирает! А здесь он умирает, и героически – жертвует собой ради того, чтобы Печаль и Радость, основы жизни, вернулись в Головной отдел. Потому что ребенку-зрителю важно понимать, что мы неизбежно отказываемся от детских переживаний, детских эмоций, и это тоже нужно принять. Но в фильме это слишком печально. А второй несколько сомнительный персонаж – прекрасный юноша на постаменте, механически повторяющий лозунг «Я умру за Райли!», – возлюбленный-мечта из будущего. Все-таки он возникает слишком рано.

Т. М.:  

Но он явно создан как шутка для взрослых. Так же как и Бразильский Летчик, которому мама некогда предпочла папу и о котором грезит в моменты недовольства мужем. Поэтому-то и очевидно, что это фильм не для девочек от 9 до 13 лет, как может показаться. А для нашей общей радости.

«Головоломка»

Режиссеры Пит Доктер и Роналдо Дель Кармен. Фильм озвучивали Натали (Радость), Олеся Железняк (Печаль), Ксения Собчак (Брезгливость), Дмитрий Нагиев (Гнев), Владимир Епифанцев (Страх), Максим Виторган (Воображаемый Друг).

В прокате с 18 июня.

читайте такжеПочему мы не понимаем подростков?
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье