текст: Виктория Белопольская 

Пол Томас Андерсон: «Мои фильмы и не должны нравиться»

Это именно он сделал оперно-страстную и «Магнолию» про чувства разных людей в самой открытой, надрывной форме. Именно он в «Ночах в стиле буги» рассказывал об отчаянии эксплуататоров эмоций – актеров порно. В этом американском режиссере есть отважная резкость – он бесстрашно исследует крайности человеческой природы.
Пол Томас Андерсон: «Мои фильмы и не должны нравиться»

Однако сам его вид как-то успокаивает. У него ясные глаза и плавные жесты. Хотя в Венеции во время фестиваля все немного «плавают» и «плывут» – влажная жара. И непонятно, как, колыхаясь в ней, можно заказывать два эспрессо и опрокидывать их, как, ей-богу, водку. Мягкий, обходительный Пол Томас Андерсон, с его тихим голосом и нежной улыбкой, обычно поступает именно так – решительно и безусловно. Уж он-то не испугается моих резких вопросов о своем «Мастере», самом бурно воспринятом фильме Венецианского фестиваля.

Пол Томас Андерсон (Paul Thomas Anderson)Пол Томас Андерсон (Paul Thomas Anderson)
Psychologies : Начало 50-х. Герой – сексозависимый алкоголик, вернувшийся с войны. Главный конфликт – столкновение и взаимное притяжение двух мужчин: этого малоприятного типа и главы некоей секты… Разве у такого фильма может быть успех в наше время тотальной развлекательности?
П. Т. А. : Мне кажется, вопросы «Животное ли человек?» и «Куда уходят мертвые?» по-прежнему главные для человечества. Я верю в то, что есть смысл искать на них ответ, в том числе и кассовый – в долгосрочной перспективе.
Вы категорически отрицаете, что прообразом секты «Причина», в которую попадает бывший моряк Фредди, стали дианетики. Хотя и их идеи, и Филип Сеймур Хоффман в роли ее главы рази-тельно похожи – на сайентологию и Рона Хаббарда…
П. Т. А. : Отрицаю, отчасти потому, что боюсь претензий моего друга Тома Круза, активиста сайентологии. Но и потому, что «Мастер» – шире, он о том, как хрупка человеческая самодостаточность, что остро проявляется в переходные времена – после войны, как в фильме, или в моменты, когда политические режимы демонстрируют свою несостоятельность, – как сейчас у вас в России, не так ли? Человек ищет новые точки опоры, новые идеи, единомышленников. Чтобы найти нового себя. А находит порой… хозяина («хозяин» – еще одна коннотация английского master в названии фильма. – Прим. автора).
Ваши герои всегда травмированы – собственными непомерными амбициями, как в «Нефти», нелюбовью, как в «Магнолии», военным опытом, как в «Мастере». Они не особенно приятные люди, и таких не может ждать хеппи-энд. Зачем вы усложняете свой авторский путь?
П. Т. А. : У меня просто в планах нет, чтобы мои фильмы нравились. Они должны брать за живое, тревожить, доставлять вам внутренний дискомфорт, заставлять пережить сочувствие к тому, кто внешне неэстетичен, а в общежитии, возможно, невыносим… Это не мещански-удобный, а благородный путь любви – от раздражения к полному приятию через понимание. Так я тренирую мышцу терпимости в зрителе.

«Мастер»

В РОЛЯХ: Хоакин Финикс, Филип Сеймур Хоффман, Эмми Эдамс, Лора Дерн.

В ПРОКАТЕ с 14 февраля.

Источник фотографий: GETTY IMAGES/FOTOBANK
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты