psyhologies.ru
тесты
текст: Виктория Белопольская 

Синекдоха Чарли

Кинодраматург Чарли Кауфман вышел на простор кинорежиссуры с фильмом «Синекдоха, Нью-Йорк» (в нашем прокате – «Нью-Йорк, Нью-Йорк»).
alt

Синекдоха – это часть, способная характеризовать целое. Пример из школьного учебника: «Пардон, очки!» – в смысле: извините, гражданин в очках.  А тут у нас, извините, кинодраматург Чарли Кауфман, неуемное сценаристское воображение которого заставило зрительские массы ходить  в кино не на звезд, а на него, на сценариста,  и который вышел наконец на простор кино-режиссуры с фильмом «Синекдоха, Нью-Йорк»  (в нашем прокате – «Нью-Йорк, Нью-Йорк»).

Сам Кауфман и есть синекдоха: его имя в титрах уже давно представительствует от фильма в целом, являясь гарантией почти невообразимого драматургического поворота. Кауфман не играет со зрителем в поддавки. Он заставляет нас пошевелить мозгами. И представить себе что-нибудь вроде того, что вы оказались в теле Джона Малковича («Быть Джоном Малковичем»). Или что вы – один из братьев-близнецов, причем конкурирующих в писательстве («Адаптация»). Или что вы медицинским образом стерли из памяти былую любовь, но вновь знакомитесь с ее объектом и вновь влюбляетесь («Вечное сияние чистого разума»). Или: вы театральный режиссер и в попытке освободиться от условности театра задумали еще раз построить Нью-Йорк – из картона и в качестве декорации для своего спектакля, но... в натуральную величину («Нью-Йорк, Нью-Йорк»)...

Рыжеватый, маленький, мечтательный и деликатный Кауфман произвел революцию в страдавшем от самодовольства американском кино. Тому до кауфмановского появления казалось, что оно способно подменить собой реальность, потому что оно лучше и интереснее жизни. Но Кауфман в этом искусстве, не переваривающем условность, отказался от всякого жизнеподобия. Он вставляет свои бесподобные (это буквально) сюжеты в рамки кинореальности, коварно похожей на реальность, чем ломает всякие рамки. И из фильмов по его сценариям так и торчат острые шипы нерентабельной изобретательности: то Малкович сыграет свой собственный ночной кошмар, то Джим Керри проявит себя трагиком, то над Мэрил Стрип обхохочешься, то красотку Камерон Диас за ее героиней без лупы не разглядишь. А то без пол-литра не разберешься в зверских (опять-таки буквально) перипетиях сюжета «Звериной натуры» – с героиней,  поросшей шерст-кой, и героем, ведущим человекообразную жизнь примата.

Но некоторым разобраться с сюжетами Кауфмана не помогают и пол-литра… А тем временем надо просто принять: Чарли Кауфман – сегодняшний вариант другого Чарли. Да, Чаплина, конечно. Чаплин придумал  героя экрана, не устающего восторженно шалеть от прелестной непредсказуемости жизни. Наш же Чарли непредсказуемостью и бескомпромиссностью своих фантазий возвращает экрану, лишь прикидывающемуся правдой, прелесть и стихийность  живой жизни.

«Нью-Йорк, Нью-Йорк» Режиссер: Чарли Кауфман. В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Кэтрин Кинер, Дженнифер Джейсон Ли, Эмили Уотсон, Саманта Мортон. В прокате с 9 апреля.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье