psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Дарья Громова 

В чем сила «Звездных войн»?

«Это краткий и недорогой курс психотерапии», – считает психотерапевт и сексолог Лариса Штарк. «Героический эпос, который воодушевляет на поиски себя и предостерегает от ложных ценностей и опасных соблазнов», – добавляет кинокритик и гештальт-консультант Евгений Тумило. Почему каждый из нас находит в этом фильме себя?
Название фильма «Звездные войны» ФОТО Getty Images 

«Доверься свои чувствам!»

«Казалось бы, жанр фэнтези вперемешку с боевиком не должен подразумевать глубокого раскрытия самых трудноразрешимых экзистенциальных сомнений человечества, – размышляет психотерапевт Лариса Штарк. – Однако Голливуд идет на помощь зрителю, отвечая на потребность найти простые ответы на сложные вопросы. В «Звездных войнах», как мантра, повторяются одни и те же короткие фразы, и каждый может открыть в них свой – разной степени глубины – смысл. Самая частая фраза, которую слышит зритель на протяжении шести эпизодов, – это: «Доверься своим чувствам! Да пребудет с тобой сила!»

пройдите тесты

Какую роль вы играете в фильме своей жизни?

Есть ли у вас внутренняя сила

Например, мне как психотерапевту кажется, что «гештальт» вещает с большого экрана, когда слышу: «Сконцентрируйся на том, что происходит здесь и сейчас. Нельзя уделять внимание будущему в ущерб настоящему – главному течению жизненной силы». И размышляю: а ведь на самом деле неприятие действительности ведет к защите от нее, к выработке суррогатных форм совладания: переедание как лекарство от скуки; алкоголизм как лечение от тревоги; промискуитет (частая смена половых партнеров) как бегство от эмоциональной близости. Это иллюзорно и ненадолго улучшает ситуацию, а в дальнейшем усугубляет ее… И так каждый для себя находит смысл в этих простых и емких мыслях, многократно звучащих из уст героев.

Все мы, хотим этого или нет, начинаем идентифицировать себя с кем-либо из героев. Кому захочется быть похожим на злодея? В «Звездных войнах» такое количество положительных героев, как мужского, так и женского пола, разных возрастов, что каждый подберет себе объект идентификации. Здесь есть талантливый мальчуган, собирающий спорткары, берущий первый приз в гонке со взрослыми. Подростки, опережающие в своих способностях сэнсэев. Взрослые зрелые мужчины, умудренные опытом, и самый пожилой магистр Йода восхищают готовностью прийти на помощь младшим и показать такой класс боевого искусства, откинув в сторону клюку и распрямив сгорбленную спину, что кажется, все возможно в этом мире и сами мы тоже все сможем. Красота героинь, количество нарядов, которые они меняют за один эпизод, количество их поклонников, а также умение женщин стратегически мыслить наравне с мужчинами и стрелять из бластера притягивают к киноэкранам женскую аудиторию.

читайте также

Куда уходят наши силы и время? 5 ловушек

Особое место в «Звездных войнах» уделяется чувствам: страху, в том числе страху смерти, гневу, злости и способам совладания с ними. «Гнев, страх, агрессия – темная сторона все это… Темная сторона быстрее, проще, притягательнее. Отличить плохое от хорошего можно, когда ты спокоен, умиротворен, пассивен», – внушает Люку Йода. Суть его высказываний сводится к тому, что сила заключена в умении принимать и совладать с эмоциями, а не подчинять им свое поведение. Интересен тот факт, что Натали Портман в период съемок в «Звездных войнах» проходила обучение в Гарварде на психологическом факультете, отказавшись от участия в других кинопроектах. Видимо, с Джорджем Лукасом им было о чем поговорить, а зритель в результате продукта их совместной деятельности получил краткий и недорогой курс рационально-эмотивной психотерапии.

Один из самых бесспорных «крючков» киноэпопеи – это старое и не забытое добро, которое побеждает зло. Как это ни избито, но нам хочется хеппи-энда. В фильме много смертей, но погибают преимущественно незнакомые, второстепенные лица. Происходит даже воскрешение любимого героя – Квай-Гон Джинна, что напоминает всем известный библейский сюжет. Жизнь то одного, то другого героя висит на волоске многократно каждую серию, что поддерживает накал страстей. Причем количество сюжетных линий, диалогов, флирта, драк и неземных тварей таково на квадратный сантиметр экрана, что это оказывает трансовый (гипнотический) эффект – затягивание в мир по ту сторону экрана. И в то же время есть четкое понимание, что сидящий в кресле в зрительном зале находится в безопасности, ему ничто не угрожает, так же как и любимым героям. Возможно, это и есть самый большой успех «Звездных войн» – ставка на желание людей испытать множество страстей и не платить за это своей судьбой».

читайте такжеНатали Портман «Свой бунт я еще не пережила»

«Новый миф о путешествии героя»

«Фильмы Лукаса отражают экзистенциальные поиски молодого человека – стремление к свободе, к определению своих ценностей, к нахождению собственного места, обретению любви, – уверен гештальт-консультант Евгений Тумило. – Если заглянуть в историю, то первая лента Джорджа Лукаса, космическая антиутопия «Галактика THX-1138»(1971), уже имела все эти составляющие, хотя и не достигла значимого успеха. Вторая картина, «Американские граффити» (1973), также снятая для молодежи и о молодежи, была посвящена ритуалам взросления и как нельзя лучше угадала потребность целого поколения в собственном образе на киноэкране. «Я решил задокументировать то, как мое поколение кадрило девчонок», – вспоминает сам Лукас. Картина имела огромный успех и прошла на ура не только в Америке, но и в Европе, собрав ряд самых престижных наград и номинаций, в том числе и на «Оскар».

Коммерческий успех позволил Лукасу стать независимым режиссером и вернуться к космической тематике – более универсальной и более зрелищной, а потому и более интересной широкой аудитории. В то же время знакомство с эпосами разных частей света и идеи мифолога Джозефа Кэмпбелла («Мифология есть психология») позволили облечь в метафорическую форму все, что Лукас знал о жизни и потребностях молодого поколения. Таким образом оформилась идея «Звездных войн» – зрелищного, захватывающего кино для молодежи, говорящего с ней об актуальных проблемах на универсальном языке метафор, понятных во всем мире. Так родился новый миф о Путешествии Героя.

читайте также

Саймон Пегг, эпический клоун

Первая трилогия (4-6 эпизоды) посвящена становлению Героя и психологии добра, где за увлекательнейшим сюжетом и умопомрачительными спецэффектами читаются вполне ясные метафорические послания, основанные на гуманистических ценностях: «Слушай себя», «Опирайся на отношения с людьми», «Смело смотри в глаза своим страхам». В отличие от большинства фильмов о супергероях и борьбе Добра со Злом, Лукас не делит людей на плохих и хороших, но показывает, что в каждом есть частица и того, и другого. Это важный момент, потому как иллюстрирует фундаментальные находки социальной психологии 60-70-х – концепцию «банального зла» Ханны Арендт и «Стэнфордский тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо. Лукас показывает также, что будущее не предопределено, а родительские сценарии, особенно негативные, можно поменять. Что «плохих родителей» можно не убивать, в прямом или переносном смысле, но прощать. Что основа собственной гармонии в принятии себя и своего прошлого. Сила в том, чтобы слушать себя и доверять себе. Но в этом же и великая опасность, если вдруг место любви занимает боль и страх.

читайте такжеКак развить силу голоса?

Вторая трилогия (1-3 эпизоды) как раз и раскрывает тему падения Героя, исследуя психологию Зла. Зло старается быть анонимным, действуя из-за кулис или надевая маску. Зло стирает человеческие особенности, плодя безликих клонов. Зло жестоко и эгоистично. Но главное, что толкает человека на Темную Сторону, «не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений» (Ханна Арендт).

Сравнивая обе трилогии, можно заметить странный, на первый взгляд, парадокс. При максимально схожих стартовых условиях судьбы двух героев, Люка и Энакина, кончаются принципиально по-разному. Люк, принося себя в жертву, сохраняет и обретает себя нового. Энакин, напротив, пытаясь всеми силами сохранить ускользающее, как ему кажется, счастье, полностью теряет себя как личность. Люк принимает свою судьбу, Энакин же ломает ее. У Джозефа Кэмпбелла есть фраза: «Вчерашний герой завтра станет тираном, если не принесет себя в жертву сегодня». И эту мудрость можно приложить к разным аспектам человеческой жизни, не только к политике. Мать, родившая и вырастившая сына, – фигура безусловно героическая. Но стоит ей только попытаться оставить ребенка, что называется, «для себя», и тут же последует трансформация в тирана. Поэтому без жертв невозможна ни одна трансформация, ни одно путешествие. Попытка не заплатить может обернуться потерями куда большими.

читайте такжеГде найти силы, чтобы укрепить силу воли

Важно, Лукас многократно показывает, что сама по себе борьба со Злом еще не ставит героя на Светлую сторону. Героизм, как противовес «банальности зла», заключается в двух принципиальных вещах: «надо действовать, когда остальные пассивны; действовать надо ради общего блага, а не собственного» (Филипп Зимбардо).

Таким образом, полный цикл «Звездных войн» – это история становления личности или героический эпос, который воодушевляет на поиски себя и, одновременно, предостерегает от ложных ценностей и опасных соблазнов. В «Звездных войнах» образно передаются аккумулированные и обкатанные многими поколениями истины, необходимые для существования человека и человечества. Истины порой весьма непростые и болезненные. Мифологическая же форма позволяет читать их максимально безопасно, постигая согласно собственным возможностям уровень за уровнем. Именно благодаря этой своей экзистенциальной глубине, а не одним только спецэффектам, космическая сага Джорджа Лукаса еще долго будет являться, возможно, лучшим наставлением для всех нас».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье