psyhologies.ru
тесты
текст: Виктория Белопольская 

В раздетом мире

Черный британец Стив Маккуин громко заявил о себе четыре года назад политической драмой «Голод» – о протестной голодовке, объявленной в тюрьме борцом за независимость Ирландии. О разрушительной силе духа в экстремальных обстоятельствах. В новом фильме «Стыд» Маккуин говорит о болезни духа в обстоятельствах устроенной обыденности.
 Почему герой Майкла Фассбендера так панически боится настоящей близости? Почему герой Майкла Фассбендера так панически боится настоящей близости?

Холостяк Брэндон – белый житель Нью-Йорка, социально стабильный мужчина, с прекрасной работой и квартирой на Манхэттене. Но он черная душа, потому что раб тела: наркотически зависит от секса и при этом неизменно прерывает контакты, когда те грозят стать отношениями. Он панически бежит подлинной близости, шулерски подменяя ее актами близости. Но к нему снегом на голову приедет младшая сестра, девушка-подранок, так нуждающаяся в нем. Их близость несомненна, и поэтому ее первую Брэндон стремится истребить. Дело ли в их общем стыдном прошлом или в его постыдном душевном настоящем?

«Стыд» утверждает: наше время явно страдает комплексом Дориана Грея наоборот. Уайльдовский герой ценой духа пытался сохранить в неприкосновенности тело. Представитель христианской цивилизации 10-х годов второго тысячелетия тратит тело, чтобы уберечь от внешних воздействий внутренний мир. Он охотно вступает в физический контакт, вместо того чтобы вступать в душевный.

Жесткий диагноз ставит современникам, да и себе среди них режиссер, чей дебют, фильм «Голод», говорил о силе духа. Сейчас Маккуин говорит о болезни духа. И ему уже не нужна замкнутость тюремной камеры, клаустрофобия физической несвободы. Теперь он занят проблемой свободы. Его герой освободил себя от связей с другими. Что за штука его свобода? И что нам делать с нашей свободой от других? Отвечая, Маккуин настаивает: «Фильм – это язык вне слов». И в «Стыде» текста мало. А вот офис героя разгорожен стеклом – все у всех на виду. И вот Брэндон наблюдает акт любви, происходящий перед стеклянной стеной-окном отеля, – кажется, эта пара без кожи, не то что без одежды. И в такой же прозрачный отель герой приводит свою коллегу. Этот мир – мир раздетых анонимов, утративших стыд вместе с индивидуальностью.

Созвучие фамилий актера Майкла Фассбендера, который здесь в главной роли, и режиссера Вернера Фассбиндера, «мотора кино 70-х», кинореволюционера, «фильмоанархиста», – намек провидения. Еще вчера 34-летнего полуирландца-полунемца Фассбендера как бы не было, а потом он вдруг стал. Стал героем «Голода», авантажным кинокритиком-диверсантом из «Бесславных ублюдков», Рочестером из новой «Джейн Эйр». Как Фассбиндер работал с болевыми точками 70-х, так Фассбендер воплощает боль своего времени – комплексы современников и травмы, отчуждение, инфантильную нерешительность или разрушительную резкость. Не исключено, что из-за своей способности играть нерв времени он стал и молодым Карлом Юнгом в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга. «Глубинная психология» Юнга ему к лицу. Стив Маккуин 43-летний британский режиссер и сценарист, начинал как видеохудожник. В 1999 году он был удостоен престижной премии имени Тернера. Фильм «Стыд», вторая картина Маккуина, стала самым громким, провокационным событием 68-го Венецианского кинофестиваля.

«Стыд»

В РОЛЯХ: Майкл Фассбендер, Кэрри Маллиган.

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье