psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Губайдуллина 

Живопись двойных смыслов

В галерее «Наши художники» развернута выставка картин из коллекции Соломона Шустера. На стенах развешены полотна Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, Нико Пиросмани, Мартироса Сарьяна, Натана Альтмана, Бориса Григорьева, Павла Кузнецова, Наталии Гончаровой… Мозаика разных живописных манер, несхожих взглядов на мир и искусство сложилась в историю одной коллекции.
Павел Кузнецов. Киргизки с голубями, 1915-1916.Павел Кузнецов. Киргизки с голубями, 1915-1916. ФОТО Галерея «Наши художники» 

Кинорежиссер, искусствовед, коллекционер Соломон Шустер (1934–1995) привечал русский авангард во времена его опалы. О том, как формировалась содержательная коллекция, увлекательно рассказано в каталоге, изданном галереей к выставке. Вместо искусствоведческих статей – воспоминания коллег и друзей. Очерки читаются как детектив, наиболее полный и яркий портрет коллекционера написан кинорежиссером Сергеем Соловьевым. О том, как Соломон Шустер оставался петербургским аристократом в советские годы, как находил шедевры в ленинградских и московских комиссионках, на чердаках, в подсобках дворников и даже в строительных вагончиках, как отбивался от грабителей и заражал собирательством друзей, наверное, можно снять приключенческий фильм.

читайте также

Валентин Серов: жажда отрадного

Но о неповторимой личности Соломона Шустера посетители узнают уже дома, раскрыв каталог или воспоминания коллекционера, изданные ранее1. Биография собирателя – за кадром его коллекции. На первом плане – драматические, напряженные сюжеты, рождавшиеся на сломе эпох. Десятые, двадцатые годы прошлого века – время протестов, дерзких экспериментов, новаторских течений, отстаивания художниками своего творческого «Я». В четырех залах небольшой, изысканной галереи около тридцати картин. Все располагает к вдумчивому, внимательному просмотру. У каждого посетителя свои пристрастия, что-то притягивает сильнее, что-то просматривается на ходу. Но есть на выставке «Шустер. Коллекция» несколько полотен, требующих особого внимания.

«Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова (1910) предоставил на выставку Русский музей (Шустер в свое время передал туда часть коллекции). Один из манифестов художников из объединения «Бубновый валет» – игривая шифровка. Ключ к ней написан на корешках книг, виднеющихся в левом верхнем углу композиции. «Искусства», «Сезанн», «Библия». В верности сезаннизму клянутся живописцы, чьи мускулистые тела оказались интерьером и натюрмортом. Грань между живым и неживым стерта, а прагматичный культ тела неотделим от тяги к прекрасному – у одного у руках скрипка, у другого ноты.

читайте также80-летие Буратино: почему он оказался таким живучим?
Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», 1910Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», 1910 ФОТО Галерея «Наши художники» 

«Оркестровый автопортрет» Ильи Зданевича написан в том же 1910-м, но совершенно по-другому. Бесплотная геометрия кубофутуризма – виртуозное балансирование между абстракцией и фигуративной живописью. Из цветных осколков сложен коллективный портрет пяти поэтов и художников. В наслаивающихся фигурах, в пересекающихся линиях – намеки на сходство людей с музыкальными инструментами. Тромбон, геликон, альт, виолончель, литавры – оркестровая живопись громко и звучно воспевает новые формы.

Аристарх Лентулов. «Мир, торжество, освобождение», 1917 год. Несмотря на то что художник принял революцию, неистовая эйфория, переданная на полотне, похожа на пляску смерти. Разлетающиеся атрибуты царской власти, языки пламени, огненные спирали умножают вселенский хаос. Буквы, составляющие слово «освобождение», сыпятся под ноги торжествующего варвара. Понятно, что в подобных обстоятельствах «мир», венчающий композицию, двусмыслен и неопределен.

читайте такжеПочему мне нравится эта картина
Аристарх Лентулов. Мир, торжество, освобождение, 1917 Аристарх Лентулов. Мир, торжество, освобождение, 1917 ФОТО Галерея «Наши художники» 

«Король нищих» Роберта Фалька – еще одна картина «с двойным дном», отвергнутая советскими музеями и сохраненная Соломоном Шустером для потомков. Пожалуй, это самый мистический портрет кисти Фалька. Человек, на нем изображенный, очень похож на Ленина. Как никогда важна дата написания – 1924 год. Вождя уже нет в живых, картина видится трагическим подведением итогов. Но рассказывают, что это портрет совсем не Ильича, а реального нищего, как две капли воды на него похожего. Но не своим ли зловещим сходством случайно встреченная модель так привлекла художника?

Павел Кузнецов «Натюрморт с тарелками», 1914 год. Запечатлены и предметы, и их метафизическая сущность. Посуда из разных сервизов, словно случайно забытая на столе, живет своей особой жизнью. Глиняные чашки словно бы стесняются своей «безродности», а аристократическая фарфоровая тарелка преисполнена чувством превосходства. Синеватый пейзаж в центре ее восьмигранника – картина в картине, манящая в туманные дали. Нежный натюрморт созвучен символистской поэзии Александра Блока и Андрея Белого.

На выставке «Шустер. Коллекция» есть возможность заказать экскурсию и узнать подробности о многих картинах замечательного собрания.

Выставка работает до 20 декабря. Сайт галереи www.kournikovagallery.ru

1 С. Шустер «Профессия – коллекционер» (Трилистник, 2005).
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье