psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Губайдуллина 

Театр скульптуры Анны Голубкиной

Музей-мастерская Анны Голубкиной в Большом Левшинском переулке похож на театр скульптуры. Привычных музейных витрин нет. В комнатах небольшого особняка – дощатые стеллажи, подставки, станки и полки со скульптурами. Так и кажется, что хозяйка вот-вот войдет, что-то переставит, что-то добавит. В углу – ящик с глиной. Рядом – обширный арсенал инструментов скульптора. В естественной среде мастерской работы Голубкиной воспринимаются особенно остро.
Театр скульптуры Анны Голубкиной ФОТО Третьяковская галерея  

В этом доме Анна Семеновна арендовала мастерскую последние семнадцать лет жизни – с 1910 по 1927 год. Здесь же и жила в крохотной комнатенке. Быт не имел для нее большого значения. Все пространство, все время отдавалось работе.

читайте также«Если у вас будет крепкое убеждение сделать по-своему – делайте: вы правы»

Целеустремленность и творческое упрямство Голубкиной беспримерны. Приехав в 1889-м из провинциального Зарайска в Москву учиться живописи и скульптуре, она отказывала себе во многом, часто переживала безденежье. Тягости и страдания сопровождали Голубкину всю жизнь. Но трудности закаляли характер и волю. Училась в Петербурге, училась в Париже, постоянно совершенствовала мастерство. Отстаивала свои художественные принципы, невзирая на общепринятые вкусы и моду. Сочувствовала революционному движению, за что подвергалась репрессиям и арестам. Бунтарский дух, мощная энергетика Голубкиной ощутимы в ее экспрессивных работах.

Она лепила людей в моменты их наивысшего душевного напряжения. Схватывала биение мысли Льва Толстого, противоречивость его могучей личности. Угадывала горькую иронию Андрея Белого. Поэтизировала детство и материнство. Вчувствовалась в героику воинов… Абсолютно живыми кажутся и фантастические, символистские композиции, столько в них непосредственных чувств. Знаменитая ваза «Туман» напоминает зыбкие сновидения – из неровной, неправильной массы проступают мужские и женские лица, четыре возраста, четыре состояния.

читайте также

Как научить рисовать программиста

Каким образом воплощала она иллюзии, преодолевая плотность материала? Как в статике добивалась движения? Чем дольше вглядываешься в произведения Голубкиной, тем сильнее погружаешься в их тайну. Чем больше вопросов – тем больше загадок. Интересно домысливать истории, связанные со скульптурами. Вникая в характеры героев Голубкиной, развиваешь увлекательные психологические исследования. Статуи в рост, бюсты, группы, рельефы – разные типы, разные возрасты… В портретах пожилых людей – красота мудрости и спокойного принятия действительности. В скульптуре «Старость» тело старухи вросло в землю, словно древнее дерево с морщинистой корой, – в портрете конкретной старой женщины (в свое время служившей моделью Огюсту Родену, одному из учителей Голубкиной) изображена былинная осень человечества.

Посетители выстраивают свою драматургию просмотра. Но есть и музейные подсказки, довольно необычные. Звучат записанные на фонограмму письма, воспоминания, размышления Голубкиной (их читает известный историк Наталья Басовская). Прожектора выделяют светом скульптуры, о которых идет рассказ. Проект Музея-мастерской «Трогать+видеть+слышать=чувствовать» знакомит и с техникой создания скульптур. На тактильных панелях – точные макеты фрагментов некоторых работ, воспроизведенные на 3D-принтере. Подлинники из бронзы, мрамора, глины, дерева и гипса трогать нельзя. Зато, прикоснувшись к муляжам-двойникам, можно разобраться в сложных фактурах скульптора.

читайте также

«Генезис». Фотографии Себастио Сальгадо

«Не ждите вдохновения, а начинайте работать, как солнце встанет, и кончайте, когда оно зайдет», – призывала Анна Голубкина своих учеников. И сама истово следовала этому девизу. В поисках верного образа нередко лепила множество вариантов на одну тему. Самый волнующий замысел – «Березка», так и не получил окончательного воплощения. В Музее-мастерской выставлены несколько этюдов, сделанных в глине, в пластилине. То ли девушка, то ли березка трепещет на ветру, не поддаваясь напору стихии. Тонкая, хрупкая, женственная и удивительно сильная. Символическая «Березка» – своеобразная автобиография скульптора Анны Голубкиной. Последняя работа гениального скульптора – ее сокровенное признание о себе.

ее даты

  • 28 января 1864 года родилась в городе Зарайске Рязанской губернии
  • 1889 – приехала в Москву и поступила в Классы изящных искусств А.О. Гунста
  • 1891–1894 училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
  • 1894 – училась в Санкт-Петербургской Академии художеств у В.А. Беклемишева
  • 1895 – училась в Париже у Ф. Коларосси
  • 1897–1898 – училась в Париже у О. Родена. Скульптуры Голубкиной «Старость» и портрет Бальбиани с успехом выставляются на Парижском осеннем салоне.
  • 1902 – создает горельеф «Волна» над входом в здание Московского художественного театра в Камергерском переулке
  • 1905 – создает скульптурный портрет К. Маркса
  • 1907 – арестована за распространение революционных листовок
  • 1914 – в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина) проходит первая персональная выставка Анны Голубкиной. Средства, вырученные от продажи скульптур, она передает в пользу раненых солдат.
  • 1918–1922 – преподает во ВХУТЕМАСе
  • 1923 – выходит книга Анны Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора»
  • 7 сентября 1927 – скончалась в Зарайске.

Адрес Музея-мастерской А. С. Голубкиной: Москва, Большой Левшинский пер., 12. В рамках постоянной экспозиции проводятся специальные проекты, встречи с современными скульпторами, концерты.

Информация о работе на сайте Третьяковской галереи.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье