psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

В чем причина популярности телешоу «Голос»?

«Голос» уже третий сезон демонстрирует все достоинства телевизионного шоу – высокий накал страстей, высокое мастерство и высокие рейтинги. Каждый третий телезритель нашей страны следит за «Голосом»*. В чем причина такой популярности?
alt

Вот интрига: четыре «наставника» отбирают участников конкурса вслепую: слышат претендентов, но не видят их. Мы с волнением следим за их реакцией, наблюдаем за исполнителем, сопереживаем ему и его близким. Возникает такое объемное, трехмерное переживание. Психоаналитик Андрей Россохин находит в этом переживании особые смыслы.

Обратиться в слух. Об эффекте «слепых» прослушиваний психоаналитики знают больше других. Ведь они так работают: пациент, лежа на кушетке, говорит «в пустоту». Нет визуального контакта, контроль за реакциями собеседника отсутствует, и это усиливает связь говорящего со своим внутренним миром. Из его бессознательного вдруг всплывают интонации отца или фразы матери. Это может быть и просто голос из его фантазий, который обвиняет или утешает, оправдывает или угрожает... Похожие ощущения мы испытываем, когда смотрим «Голос»: мы невольно проецируем на себя «слепоту» наставников и вслушиваемся в голос участников пристальнее обычного. Какие-то из них внезапно и сильно резонируют с нашими внутренними голосами, и тогда мы за них болеем. Чаще всего нам нравится сразу несколько исполнителей, и это понятно: разные голоса резонируют с разными частями нашего «Я» – с грустной, озорной или лирической...

Почувствовать поддержку. Тайная власть голоса связана с ранними переживаниями. Мелодия голоса – это первое, с чем встречается каждый ребенок. Он еще не способен видеть мать, но уже слышит и узнает ее голос, от которого, по сути, зависит его жизнь. Есть и второй голос – его собственный. Так возникает «дуэт»: один голос кричит, а другой успокаивает. Если мать не принимает крик, не отвечает на него, это вызывает у ребенка сильную фрустрацию. Так и в шоу: выбор наставников так сильно радует или ранит нас, потому что мы, по сути, уже присвоили себе голоса исполнителей и решение их судеб напрямую касается нас. Как будто за выбором наставников скрывается принятие нашей внутренней матерью или отцом какой-то части нас.

Найти свое место. Мы сопереживаем и наставникам тоже. В одном из них мы узнаем черты строгого отца, в другом – любящей (или соблазняющей) матери, в третьем – близкого друга или мудрого учителя. Мы можем даже неосознанно фантазировать, что этому певцу (который выражает определенную часть моего «Я») идеально подошел бы вот этот наставник... По сути, шоу «Голос» становится нашим внутренним эмоциональным театром. В котором мы одновременно и зрители, и участники, и режиссеры.

* По данным службы телеизмерений sti-rating.ru

Андрей Россохин, доктор психологических наук.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье