Общение в сети: как противостоять киберагрессии и кибербуллингу?

В онлайн-общении присутствуют как позитивные стороны — возможность получить поддержку, порадоваться за успехи друзей, признаться в любви, поздравить с праздниками, так и негативные — агрессия и травля. Нас с детства учат быть вежливыми, однако не все считают, что это правило распространяется и на общение в Сети.

Интернет все еще продолжает напоминать времена Дикого Запада, где не действуют выработанные тысячелетиями правила поведения в обществе. Культура общения в Сети, или цифровая культура, только начинает складываться. Мы все можем поучаствовать в этом процессе и быть примером позитивного общения в Сети. В ситуации пандемии, когда многие делятся своими эмоциями в интернете, это особенно актуально.

Важно соблюдать правила общения и формировать цифровой этикет, чтобы избежать и предупредить ситуации киберагрессии и кибербуллинга. Вот несколько советов:

— Помните, что информация, попавшая в интернет (посты, фото, видео), может стать доступной множеству людей и быть использована против вас.

— Добавляя незнакомцев в социальной сети, подумайте, насколько это безопасно. Они могут стать как ресурсом для вашего развития, так и возможным источником агрессии.

— Используйте настройки приватности, чтобы защитить личную информацию от ненужных глаз. Не забывайте про техническую безопасность: используйте надежные пароли, регулярно меняйте их и никому не сообщайте.

— Если по отношению к вам проявляют агрессию, постарайтесь не реагировать в ответ. Ваша эмоциональная реакция — это то, чего добивается агрессор.

Не оставайтесь с агрессией наедине — расскажите об этом тому, кому доверяете

— Сохраняйте доказательства. Делайте скриншоты или распечатки сообщений, сохраняйте доказательства действий обидчика. Это поможет защитить себя при обращении к администрации школы (если агрессия направлена против вашего ребенка) или полиции.

— Отправляйте обидчиков в «черный список», блокируйте.

— Сообщайте об агрессорах модератору или службе поддержки сайта или социальной сети, используя, например, кнопку «Пожаловаться».

— Не оставайтесь с агрессией наедине — расскажите об этом тому, кому доверяете. Обратитесь за помощью: к близким или в службу психологической помощи.

— Не будьте равнодушными. Если вы видите, что кого-то обижают, то поддержите его. Оцените опасность ситуации: если вы понимаете, что не можете самостоятельно помочь или для вас это может быть небезопасно, обратитесь к специалисту, которому доверяете.

— Размещая пост, репост, статус или фото, подумайте, не могут ли они обидеть других. Представьте, что бы вы чувствовали, оказавшись на их месте.

Узнать больше том, как противостоять кибербуллингу, можно, посмотрев видеовыступление на TED:

Вы можете внести свой вклад в позитивную цифровую культуру общения. Например, придумать вместе с ребенком флешмоб про правила позитивного онлайн-общения для класса или школы или поддержать тех, кому сейчас нелегко.

Об экспертах

Галина Солдатова

Галина Солдатова — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа.




Светлана Чикарькова


Светлана Чигарькова — заместитель заведующей кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа.