текст: Алла Ануфриева 

«Гамлет | Коллаж» в Театре наций

«Гамлет | Коллаж» в Театре наций – спектакль про человека, оказавшегося один на один с собственным сознанием. Замысел канадского режиссера Робера Лепажа допускает множество трактовок. Свое прочтение предлагает психоаналитик Андрей Россохин.
Евгений Миронов в спектакле «Гамлет | Коллаж» Театра наций
Евгений Миронов в спектакле «Гамлет | Коллаж» Театра наций

Историю датского принца Робер Лепаж рассказал языком сложнейших компьютерных технологий. Метаморфозы света, цвета, объема, которые происходят в пространстве сцены, ошеломляют. Но куда значительнее метаморфозы, происходящие с самой трагедией Шекспира. Все роли: Гамлета, его мать Гертруду, призрак отца, короля Клавдия, Офелию и все их окружение – играет один артист, Евгений Миронов.

Мы видим пустое пространство, в котором подвешен огромный куб, а в нем – человек в смирительной рубашке сжался в комок в углу. «Два месяца как умер», – говорит он об отце, а затем рассказывает, как отец обожал мать, она его тоже любила. И вот – он умер, а мать вышла замуж за брата отца – «и башмаков не износив, в которых шла за гробом». Произнося это безжизненным голосом, актер начинает шевелиться, встает, освобождает себя от длинных рукавов, выворачивает белую рубашку наизнанку, и она оказывается черной, – так перед нами «оживает» Гамлет, чтобы в финале вновь облачиться в смирительную рубашку и замереть в углу куба. Очевидно: все, что происходит между началом и концом спектакля, – это лишь плод воображения, фантазия человека, о котором мы наверняка знаем только два факта: у него умер отец, а его мать сразу вышла замуж за другого.

читайте также«Нимфоманка»: исповедь с продолжением

Представление Гамлета об идеальной семье, идеальных родителях, о мире, в котором он жил, – в одно мгновение развалилось. И его взрослое «Я» оказалось неспособно ни принять, ни пережить эту реальность. Возможно, до этой трагедии он был успешным молодым человеком, но теперь регрессирует до абсолютно инфантильного, детского состояния.

В чем причина? Отчасти в поступке матери. Если бы Гертруда оплакивала смерть мужа, она показала бы мальчику, как горевать, научила бы его: умерший человек продолжает жить в нашем сердце. Но мать повела себя так, как будто отца и не было вовсе. Тут же заменила его на другого мужчину. Гамлет не может это принять. Для него это немыслимо. Он находит единственный способ сохранить связь с отцом – отрицать реальность. Смирительная рубашка, комната, напоминающая одиночную камеру, – это все метафоры защитных механизмов его психики. Так он отгораживается от мира, чувствует себя неживым, но сохраняет связь с отцом, бессознательно веря, что отец жив.

Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель психоаналитической магистерской программы в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Трагедия Гамлета еще и в том, что он одновременно теряет отца и мать. Ведь измена Гертруды означает для него смерть идеальной матери. Но есть и еще одна, главная причина трагедии. Это – тотальное одиночество. Я думаю, что у Гамлета не было душевного контакта с родителями – ни с нарциссическим, самодовольным отцом, ни с холодной матерью. Он жил с самого детства в эмоциональном вакууме и заполнял эту пустоту фантазиями – о любви родителей, об идеальной семье. И вот теперь мир его фантазий рухнул, опора ушла из-под ног, он остался один на один с этой космической пустотой.

Робер Лепаж поставил спектакль о невыносимости переживаний, которые невозможно ни принять, ни изменить, ни – тем более – перевести в действие. Для его Гамлета абсолютно невозможно взять шпагу и кого-то наказать, отомстить. И вот для того, чтобы не дойти до тотального безумия, не упасть в бездну, на грани которой он балансирует (артист буквально оказывается на краю куба, зависшего в пустоте), он пытается объяснить себе, как смерть отца вообще оказалась возможна. И придумывает историю про дядю-любовника, предательство матери, но не для того, чтобы найти врага, а чтобы хоть как-то упорядочить этот хаос. В его воображении возникают образы – Клавдий, Офелия, Полоний, – а с ними просыпается ненависть и другие эмоции… Все это могло бы вернуть его к реальности. И в фантазиях он даже как будто начинает действовать и собирается мстить, но в итоге обращает эту (условную) энергию на себя, буквально организуя самоубийство. А убив отца Офелии, он тем самым отказывается и от ее любви.

читайте такжеЭлектра. Смягчающие обстоятельства

Почему же герой отвергает все, что связано с жизнью, с чувствами? Причина в том, что они неизбежно заставят его признать реальность, а значит – разъединят с отцом. Ведь если он действует, мстит – значит, он точно знает, что отец умер. А если так, исчезает идеальная (иллюзорная) картина мира, благодаря которой Гамлет жил, чувствуя себя в безопасности. И он отказывается признать смерть отца и вновь надевает на себя смирительную рубашку: умирает психически и так воссоединяется с отцом, восстанавливая иллюзорную гармонию и порядок.

Гамлет Миронова – отчасти герой нашего времени: человек в панцире, который может быть прекрасно адаптирован в социальных сетях, но одинок и беспомощен в реальном мире. Свойства его инфантильного «Я» – неспособность действовать, принимать жизнь и признавать смерть – есть в каждом из нас. И каждый из нас рано или поздно понимает тщетность попыток избежать пустоты, одиночества, беспомощности. Переживая эти депрессивные чувства в микродозах вместе с Гамлетом, мы получаем своего рода вакцину от них и учимся лучше понимать себя. Спектакль приближает нас к жизни. Он убеждает: отрицание смерти (в том числе и собственной) психологически парализует нас, а способность горевать, то есть признавать конечность человека, позволяет быть живыми, способными любить и дорожить другими людьми.

5, 6 апреля, Москва, Театр наций, подробнее см. на сайте театра theatreofnations.ru

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты