psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

«Гамлет | Коллаж» в Театре наций

«Гамлет | Коллаж» в Театре наций – спектакль про человека, оказавшегося один на один с собственным сознанием. Замысел канадского режиссера Робера Лепажа допускает множество трактовок. Свое прочтение предлагает психоаналитик Андрей Россохин.
Евгений Миронов в спектакле «Гамлет | Коллаж» Театра нацийЕвгений Миронов в спектакле «Гамлет | Коллаж» Театра наций

Историю датского принца Робер Лепаж рассказал языком сложнейших компьютерных технологий. Метаморфозы света, цвета, объема, которые происходят в пространстве сцены, ошеломляют. Но куда значительнее метаморфозы, происходящие с самой трагедией Шекспира. Все роли: Гамлета, его мать Гертруду, призрак отца, короля Клавдия, Офелию и все их окружение – играет один артист, Евгений Миронов.

Мы видим пустое пространство, в котором подвешен огромный куб, а в нем – человек в смирительной рубашке сжался в комок в углу. «Два месяца как умер», – говорит он об отце, а затем рассказывает, как отец обожал мать, она его тоже любила. И вот – он умер, а мать вышла замуж за брата отца – «и башмаков не износив, в которых шла за гробом». Произнося это безжизненным голосом, актер начинает шевелиться, встает, освобождает себя от длинных рукавов, выворачивает белую рубашку наизнанку, и она оказывается черной, – так перед нами «оживает» Гамлет, чтобы в финале вновь облачиться в смирительную рубашку и замереть в углу куба. Очевидно: все, что происходит между началом и концом спектакля, – это лишь плод воображения, фантазия человека, о котором мы наверняка знаем только два факта: у него умер отец, а его мать сразу вышла замуж за другого.

читайте также«Нимфоманка»: исповедь с продолжением

Представление Гамлета об идеальной семье, идеальных родителях, о мире, в котором он жил, – в одно мгновение развалилось. И его взрослое «Я» оказалось неспособно ни принять, ни пережить эту реальность. Возможно, до этой трагедии он был успешным молодым человеком, но теперь регрессирует до абсолютно инфантильного, детского состояния.

В чем причина? Отчасти в поступке матери. Если бы Гертруда оплакивала смерть мужа, она показала бы мальчику, как горевать, научила бы его: умерший человек продолжает жить в нашем сердце. Но мать повела себя так, как будто отца и не было вовсе. Тут же заменила его на другого мужчину. Гамлет не может это принять. Для него это немыслимо. Он находит единственный способ сохранить связь с отцом – отрицать реальность. Смирительная рубашка, комната, напоминающая одиночную камеру, – это все метафоры защитных механизмов его психики. Так он отгораживается от мира, чувствует себя неживым, но сохраняет связь с отцом, бессознательно веря, что отец жив.

Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель психоаналитической магистерской программы в МГУ имени М.В. Ломоносова.

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье