psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Соколова 
PSYCHOLOGIES №114

«Мама, папа, я – гей»

«Все оттенки голубого» – откровенный спектакль для взрослых о мужестве подростка, осмелившегося быть собой, – посмотрела для нас психотерапевт Елена Соколова.
Сцена из спектакля «Все оттенки голубого» ФОТО Елена Касаткина/Сатирикон 

История трагического coming-out Мальчика-гея, сыгранная блистательным актерским составом проста и может происходить чуть ли не в каждой семье, за закрытыми дверями любой квартиры, где живет семья и взрослеют дети, она касается каждого, кто осмелиться быть собой в этом мире нетерпимости. Потому что это рассказ не только о том, «как плохо быть геем в России», а про то, какие драмы и трагедии переживает семья, в которой давно уже никто никого не любит и не замечает, и про то «как трудно быть молодым». Это история про каждого ребенка, каждого подростка, мечущегося в поисках своего Я, своей сексуальной идентичности и попытавшегося быть открытым и искренним в мире, где пуще всего люди бояться оказаться не похожими на других. Пытаясь предотвратить развод родителей, Мальчик решается на отчаянный поступок – coming out, но парадокс заключается в том, что именно его фраза «Мама, папа, я – гей» становится той бомбой, которая разрушит окончательно опостылевший семейный миф о благополучии и заставит всех пройти все круги ада, чтобы прозреть в конце, когда уже слишком поздно.

читайте такжеМой ребенок - другой

Давайте рассмотрим некоторые традиционные психологические проблемы, используя спектакль как метод кейс-стади.

Семейный контекст. Перед нами дисфункциональная семья в кризисе: связи разорваны, никто никем не интересуется, а отец и мать с трудом сохраняют видимость благополучия, равнодушные и глухие друг другу, лишенные способности к сопереживанию, чувствительности и чувственности. Жизнь семьи давно превратилась в бессмысленный ритуал и показуху, и супруги уже готовы освободиться от опостылевших и формальных уз. Отцовская фигура до поры до времени остается в тени, но появляясь на сцене, выполняет исключительно функции жесткого контроля и карательные. Бытом управляет жена-хлопотунья, целиком погруженная в повседневные заботы, но беспомощная перед лицом жесткой реальности. К тому же она эмоциональный банкрот: она не способна понять, защитить и утешить сына; нормальные материнские функции контейнирования ей не доступны. Когда сын объявляет о своей гомосексуальности растерянность, отчаяние, гнев и бессилие сменяются лихорадочной активностью; призывается настоящий глава семьи, «серый кардинал» в лице тещи, которая и выступает инициатором всякого рода «воздействий» с целью исцеления внука.

Сцена из спектакля «Все оттенки голубого» 2 ФОТО Елена Касаткина/Сатирикон 

Тема насилия. Самым травмированным в семье оказывается отец, для которого раскрытие этой «постыдной» правды обнажает его собственные бессознательные страхи и позволяет пролить свет на происхождение его отчаяния, а затем запредельной злобы и насилия. Военный в отставке, ярко выраженный солдафон, возможно, когда-то сам подвергался гомосексуальному насилию или имел опыт нетрадиционных отношений. Как, как видно, брак с самого начала не отличавшейся страстью, скорее всего, бессознательно выполнял роль защиты, позволяя забыть, «залатать», скрыть от самого себя это прошлое, но оно вновь оживает в лице сына, к которому отец начинает испытывать и гнев и страх, как будто вновь столкнувшись со своей неизжитой болью. В семье вообще висит дух насилия: он в накаленности сдерживаемой ненависти супругов друг к другу, в попытке супружеского насилия, в едва сдерживаемой агрессии к сыну, в откровенно грубых насильственных попытках вернуть сына на путь истинный.

читайте такжеЕлена Соколова: «Безразличие к чувствам другого человека – одна из форм насилия»

Когда высокое искусство, консультации специалистов и даже шарлатана-бесогона оказываются бессильны, отец пробует фактически изнасиловать сына с помощью профессиональной проститутки, а когда и это не помогает, Мальчика обманным путем госпитализируют в некую психиатрическую клинику, где его и залечивают до смерти. Насилие восторжествовало. Финал ознаменован поздним раскаянием родителей: «Это не они — уроды, это мы — уроды».

Спектакль обладает невероятно сильным эмоциональным воздействием: в нем столько боли, гнева, страсти, что замерший, заплаканный зал переполняется сочувствием ко всем «гадким утятам» и «белым воронам», всем жертвам нашей нетерпимости и жестокости. И да, я верю в исцеляющую силу искусства (пусть не для всех), в возможность изменить валентность эмоционального отношения, от полного отвержения до сострадания. А это уже очень много.

«Все оттенки голубого», в ролях: Никита Смольянинов, Агриппина Стеклова, Владимир Большов и другие. Пьеса Владимира Зайцева, постановка Константина Райкина. 21+

Театр «Сатирикон», 31 октября, 1 ноября на сцене «Планета КВН» (ул. Шереметьевская, 2).

Читайте также
Как говорить с подростками о сексе?

Как говорить с подростками о сексе?

Если попросить взрослого человека составить список значимых моментов его подростковой жизни, большинство из нас вспомнят первую любовь, первый поцелуй, новые ощущения, связанные с телесными переменами. И многим из нас хотелось бы, чтобы в тот момент кто-то нас понимал и оберегал, отвечал на вопросы и разделял наши чувства. Тогда почему мы стесняемся говорить с детьми о том, что так сильно интересовало и волновало нас?

Читать статью дальше
Разделить одиночество того, кто рядом

Разделить одиночество того, кто рядом

Мы зависим от многого и многих. Человек вообще зависимое существо. Иногда та или иная зависимость (нарко-, игро-, работо-, интернет- или другая мания) буквально нас порабощает. Вместе с тем человек – свободное существо, поэтому мы можем ограничивать и даже преодолевать свои зависимости, быть выше их.

Читать статью дальше
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье