psyhologies.ru
тесты
текст: Ольга Сульчинская 

Собака – душа человека

Всегда ли тот, кто совершил преступление, преступник? Об этом – новый спектакль «Формалин» по пьесе Анатолия Королева.
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt

Злая обида, жестокая расплата, право на возмездие. Где та грань, за которой самооборона превращается в месть? Всегда ли тот, кто совершил преступление, преступник? Вопросы, которые поднимает этот спектакль, сегодня стали еще актуальнее, чем тогда, когда возник его замысел*. Впрочем, эти вопросы – вечные. То есть такие, которые каждое поколение и каждый человек в отдельности заново ставит перед собой. Иногда не один раз в течение своей жизни.

Основная сюжетная линия. Главный герой – старик, который так любил свою собаку, что не пожелал расстаться с ней, когда она умерла. Он нашел способ продлить жизнь – ей, а главное, своей любви к ней. И этот способ оказался очень странным. Настолько, что многие считают его преступлением. Старик похитил соседского мальчика и полгода скрывал его от всех. Страшное событие! Но по мере того как зритель узнает все новые обстоятельства этого дела, его первая реакция усложняется. Событие из страшного становится все более странным. Оценка, которая казалось однозначной и единственно возможной, теряет свою незыблемость. А что если тот, кого мы считаем преступником, на самом деле был жертвой? На сцене разворачивается суд. Выступают защитник и прокурор. Дают показания свидетели. Каждый персонаж в свою очередь становится главным героем собственной истории. Каждый рассказывает эпизод из своего прошлого – детская игра во дворе, поездка в пионерский лагерь, встреча с девочкой на берегу моря. Несмотря на детективную интригу, фокус зрительского внимания смещается от событий к характерам.

Драматургия «Формалина» – своего рода анти-драматургия. В нем повествование сильней драмы. И у зрителя не возникает иллюзии, что он может быть объективным свидетелем происходящего. Он присутствует не при событиях, а при воспоминании о них. Память и ее сугубая субъективность – метатема спектакля. А ее визуальная метафора – подсвеченный аквариум, который стоит посреди сцены. Иногда он в самом деле полон водой, и герои погружают в него руки и разные предметы. А иногда он работает как экран и показывает лица, вспышки салюта в ночном небе и снова водную рябь. Отражения множатся, и порой их первопричины уже не отыскать.

Так какой же вердикт вынесет суд? К чему приговорят преступника – и кого, собственно, считать преступником?

Где и когда

В театре на Малой Бронной идут премьерные показы спектакля «Формалин» по пьесе Анатолия Королева – писателя, лауреата четырех литературных премий и обозревателя нашего журнала. Режиссер Сергей Голомазов. Ближайшие спектакли – 12 февраля и 5 марта.

* Пьеса была написана в 2013 году.

читайте также10 спектаклей «Золотой маски», которые Psychologies рекомендует посмотреть
Источник фотографий: Петр Кузнецов
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье