Второй фестиваль Доку-MENTAL

С 4 по 7 октября в рамках Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» параллельно пройдет кинофестиваль, посвященный людям с психическими особенностями.
Второй фестиваль Доку-MENTAL

Безумие и безумцы, по определению Мишеля Фуко, несут в себе «и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека». От них всегда и во все времена пытались избавиться, отделиться, отвернуться, закрыть глаза. И в то же время безумие завораживает, притягивает взгляд, действует подобно гипнозу — особенно безумие артистическое, противопоставляющее гениального безумца обывателю.

Но ни страха, ни чрезмерного восхищения нет в программе фестиваля «Доку-MENTAL». Авторы документальных и игровых фильмов этой программы протягивают руку безумию и безумцам, чтобы свести их с трагического пьедестала и поставить вровень с нами, теми, кто крепко стоит на земле. Заглянуть с близкого расстояния глаза в глаза. Здесь нет ложного сентиментализма в духе «они такие же, как и мы» — они не такие или не во всем такие же. Но во многих случаях именно в их отличиях человеческие чувства и человеческая сущность проявляется намного сильнее, чем это бывает у «нормальных» людей.

Путешествие в другую страну часто не только подтверждает, но чаще опровергает национальные стереотипы. Подобно этому и путешествие по программе, составленной из очень деликатных и очень личных фильмов, заставляет всерьез пересмотреть устоявшиеся представления современного человека о том, где проходят границы «отклонения» и «нормы».

Все фильмы демонстрируются на оригинальном языке с русскими субтитрами.

Более подробную информацию о фестивале можно найти на сайте.

Программа фестиваля

«12 дней» Раймона Депардона (Франция, 2017) 

Второй фестиваль Доку-MENTAL

Каждый год десятки тысяч человек во Франции принудительно направляются на психиатрическое лечение. По закону в течение 12 дней они должны предстать перед судьей, который выносит решение — оставить пациента в клинике или отпустить домой.

Фотограф и режиссер Раймон Депардон, лауреат Пулитцеровской премии и премии «Сезар», впервые в истории получил возможность задокументировать эти заседания — судебный процесс над человеческой душой, которой на наших глазах предстоит отправиться в рай или в ад. Для пациентов, среди которых есть преступники и жертвы чудовищных преступлений, этот разговор становится серьезным испытанием. Но не меньшим испытанием он будет и для судей, вынужденных максимально деликатно выбирать выражения, и для зрителей, которым придется пересмотреть многие свои стереотипы о душевнобольных.

Награды и фестивали:

  • Каннский кинофестиваль — участник программы.
  • Номинация на премию «Сезар» — лучший документальный фильм.
  • Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — участник программы.
  • Международный кинофестиваль в Чикаго — участник программы.
  • Международный фестиваль документального кино CPH:DOX в Копенгагене — участник программы.

«Бексиньские. Видеофонический альбом» Марцина Борхардта (Польша, 2017)  

Второй фестиваль Доку-MENTAL

Жил-был молодой художник — сначала бедствовал, потом преуспел, повзрослел, женился, и у него родился сын. Мальчик тоже хотел рисовать, но двух художников в семье оказалось многовато, поэтому он стал диджеем на радио и музыкальным журналистом, тоже повзрослел, а потом покончил с собой, оставив отца наедине с чувством вины. Позднее, уже за пределами фильма, отец будет убит в своей квартире малолетними преступниками.

Если старший, Здзислав Бексиньский, научился переплавлять черную меланхолию в живопись, то младший, Томек, оказался беззащитен перед депрессией. От обоих остались долгие часы видео- и аудиоархивов, которые режиссер Марцин Борхардт превратил в семейную сагу, составленную из картинок и звуков. Как в «Будденброках» Томаса Манна, семья, которая могла быть так счастлива через годы, движется к своему закату, проживая безвременье последних лет социалистической Польши.

Награды и фестивали:

  • Номинация на кинопремию Польши — лучший документальный фильм.
  • Международный кинофестиваль в Сопоте — приз зрительских симпатий в конкурсе документальных фильмов.

«Дина» Антонио Сантини и Дэна Сиклза (США, 2017)  

Второй фестиваль Доку-MENTAL

Романтическая комедия, героиня которой обожает Ким Кардашьян и розовый цвет, а герой — прекрасно танцует. Как и любая другая пара, Дина и Скотт переживают свои взлеты и падения, пытаются сбежать от рутины в романтический отель, жалуются приятелям и пытаются разгадать секрет долговременных отношений. Им обоим за сорок, и оба они — в аутистическом спектре и с трудом приспосабливаются к нашему миру, но авторы фильма наблюдают за своими героями без патернализма и излишней сентиментальности. Это люди в поисках счастья, такие же, как и мы — только их чувства и намерения гораздо более обнажены.

Награды и фестивали:

  • Кинофестиваль «Сандэнс» — гран-при документального конкурса.
  • Фестиваль независимого кино в Бостоне — приз за лучший монтаж документального кино.
  • Премия международной ассоциации документального кино — лучший документальный фильм.
  • Международный кинофестиваль в Сарасоте —лучший полнометражный документальный фильм.
  • Премия Cinema Eye — почетная премия «Незабываемые».
  • Международный кинофестиваль в Сан-Вэлли — премия Vision.
  • Международный фестиваль документального кино в Шеффилде — участник программы.

«Игры разума» Рона Ховарда (США, 2001)  

Второй фестиваль Доку-MENTALL

Классика ранних нулевых, лауреат четырех «Оскаров» — экранизация параноидальной шизофрении одного реально существовавшего гения, лауреата Нобелевской премии, специалиста по теории игр, математика Джона Нэша.

Исполнитель главной роли Рассел Кроу на наших глазах трансформируется из застенчивого юноши в убеленного сединами ученого с мировым именем, в промежутке переживая навязчивые и опасные галлюцинации, на содержание которых заметно повлияла и паранойя общественная — холодная война, противостояние советской и американской разведок. Как и сам Нэш, зритель не всегда способен отличить реальность от порождений больного воображения, но любящая женщина и научная деятельность помогают если не укротить безумие, то хотя бы приручить его.

Награды и фестивали:

  • Премия «Оскар» — лучший фильм, лучший режиссер, лучшая женская роль второго плана, лучший адаптированный сценарий.
  • Премия «Золотой глобус» — лучший фильм/драма, лучшая мужская роль в драме, лучшая женская роль второго плана, лучший сценарий.
  • Премия BAFTA —лучшая мужская роль, лучшая женская роль второго плана.
  • Премия «Спутник» — лучшая женская роль второго плана, лучшая песня.
  • Премия гильдии киноактеров Америки — лучшая мужская роль.
  • Премия гильдии режиссеров Америки — лучший режиссер.
  • Премия гильдии сценаристов США — лучший адаптированный сценарий.
  • Премия Американского киноинститута — актриса года.
  • Премия «Кристофер» — лучший фильм.

«Мания» Калины Бертин (США, Канада, 2017)  

Второй фестиваль Доку-MENTAL

Чарльз Мэнсон, вместе со своей паствой убивший актрису Шэрон Тейт и еще несколько человек, — самый радикальный, но не единственный гуру, отбрасывающий мрачную тень на движение хиппи.

Солнечный остров в Карибском море, начало 1990-х. Любящий отец снимает на ручную камеру четверых своих детей — они дурачатся, сопят, едят бананы. Спустя тридцать лет одна из девочек вырастет и спросит себя: кем на самом деле был их отец, известный разным людям под разными именами, и почему сегодня вся семья сходит с ума — сестра постоянно в панике, а брат кидается в близких ножами?

Начавшись как банальный экскурс молодой женщины в идиллию собственного детства, фильм Калины Бертин быстро превращается в документальный триллер, в котором на каждый заданный вопрос поступает все более шокирующий ответ. Человеческую психику сминает большая история: если деда пытали в корейском плену, то неудивительно, что отец отринул мир и поселился на тропическом острове с твердой уверенностью в своей избранности. Семейные тайны, запертые в шкафу, незаметно отравляют жизнь следующих поколений, но как далеко можно зайти с камерой в поисках информации и как найти в себе силы примириться со своим и чужим прошлым?

Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Бруклине — премия «Дух».

«Пробуждение» Пенни Маршалла (США, 1990)  

Второй фестиваль Доку-MENTAL

Одна из редких для кинематографа экранизаций Оливера Сакса — легендарного англо-американского невролога и нейропсихолога, автора книг «Человек, который принял свою жену за шляпу», «Антрополог на Марсе» и других.

Опубликованный в 1972-м году роман «Пробуждения» основан на реальных событиях: в начале своей карьеры, работая в госпитале Бронкса, Сакс столкнулся с группой обездвиженных пациентов со схожими симптомами, которые оказались последствиями давней эпидемии летаргического энцефалита. Применив новое лекарство, молодой доктор добился почти чудесного «воскрешения» — как легендарный Рип Ван Винкль, больные просыпались и приходили в сознание после многолетнего забытья.

Фильм Пенни Маршалла выводит на первый план историю одного из пациентов, роль которого сыграл находящийся в расцвете своего драматического таланта Роберт Де Ниро. Альтер-эго Оливера Сакса, застенчивого врача, сыграл Робин Уильямс, который в конце жизни сам страдал от тяжелого неврологического заболевания. Как и книга, фильм, получивший несколько номинаций на «Оскар», — не только история удивительного медицинского эксперимента, но повод всерьез задуматься о том, насколько верны наши представления о дееспособности, сознании и о том, что такое человек вообще.

Награды и фестивали:

  • Номинация на премию «Оскар» — лучший фильм, лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий.
  • Номинация на премию «Золотой глобус» —лучшая мужская роль в драме.
  • Премия Национального совета кинокритиков США — лучшая мужская роль.
  • Номинация на премию «Грэмми» — лучшая инструментальная композиция, написанная для фильма.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает
ВИДЕО

В каком мире мы будем жить через 5 лет?

Смотреть
новый номерДЕКАБРЬ 2018 №35152Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты