Мне трудно понять больного человека…
У моего давнего делового партнера нашли гепатит С. За работу я не волнуюсь, но сейчас передо мной оказался совершенно незнакомый человек – обиженный, зацикленный на себе. Неужели «плохой» диагноз так меняет любого?

Ответ эксперта
Мы знаем, что существование каждого из нас конечно. Опасные болезни случаются, хотя большинство людей гонит от себя саму мысль о такой возможности. В вашем вопросе читается не столько озабоченность изменениями в личности коллеги, сколько вопрос: «Неужели так у всех?» Только вы знаете, каких «всех» имели в виду. Да, очень часто, узнав об опасном заболевании, люди сначала испытывают шок: «Не может быть, это ошибка!», который сменяется гневом, обидой, отчаянием: «Почему я? За что? Несправедливо!» Для кого-то этот гнев становится «энергетическим ресурсом» борьбы за жизнь, перерабатывается в конкретные действия. В следующий период происходят мучительные колебания между надеждой и отчаянием, поиски помощи, которая порой все же возможна. Случается, что тяжелобольные люди становятся мудрее и распоряжаются всеми отпущенными им возможностями, словно перерастая, превосходя масштабы собственной личности и беды.
Но бывает, человек застревает в фазе гнева и обиды и даже начинает разрушать то, что было для него важно: отношения, привязанности, себя самого. Принятие своей изменившейся ситуации и мира, в котором другие люди по-прежнему работают, строят планы, надеются, – это тяжелый душевный труд; на каждом шагу таятся новые испытания, и, разумеется, никто из нас не пожелает этого пути ни себе, ни близким. И тем не менее многие биографические свидетельства говорят о том, что в отношении своего личного пути и в этой ситуации у нас остается выбор.