Почему меня раздражают старухи?
Меня раздражают старухи. Понимаю, что это нехорошо, некрасиво, негуманно и т. д. Но когда я вижу этих суетливых, бестолковых, нелепых теток, которые еще и пытаются учить других жить, просто из себя выхожу. Спрашивал у друзей – у них не так. Если понять, что это такое у меня, может, пройдет?

Ответ эксперта
Чтобы помочь вам справиться с раздражением, мне было бы нужно знать больше, чем следует из вашего письма. Например, как вы относитесь к соблюдению норм и правил? Дело в том, что во многих культурах старая женщина – хранительница устоев, в особенности семейных и моральных. Старухи «учат жить» не только потому, что им этого хочется, – им эта роль предписывается традицией. Именно для тех обществ, где поддерживается уважение к традиции, характерно почтение к этой ворчливой, осуждающей, грозящей пальцем фигуре. Разумеется, во все времена молодые нарушали запреты такого рода, но все же с оглядкой. С другой стороны, фигура старой, недоброй женщины часто внушает страх. Ей словно присваивается некая магическая власть. К тому же образ уродливой, безумной женской старости напрямую связан с образом смерти. А склонность вышучивать старух, демонстративно проявлять непочтительность – вот такие они глупые и суетливые – связана, пожалуй, с потребностью обесценить, принизить смерть как нечто грозное, пугающее и неотвратимое, о чем в молодости задумываться не хочется.