Мой сын отказывается признавать отца...
Как мне убедить сына в том, что, несмотря на развод, отец есть отец? Он не хочет признать даже очевидного внешнего сходства, не говоря уже о чертах характера, склонностях, интересах – даже достойных и незаурядных. Он словно говорит: «Мне от этого человека ничего не нужно».

Ответ эксперта
Скажите, Людмила, не кажется ли вам знакомой фраза: «Мне от этого человека ничего не нужно?» Сейчас, когда сыну уже 12, а ваша жизнь во втором браке сложилась благополучно, от вас ее уже никто не слышит. Но когда семья распалась и вы оказались лицом к лицу с болью и необходимостью самой растить сына, разве эти слова не помогали вам выдержать? Возможно, вы даже не произносили их вслух. Дети без слов понимают и часто озвучивают наши собственные тайные мысли – все то, чему мы их никогда не учили и в чем даже сами себе не признавались. Получается, что беспокоящий вас яростный отказ от отца может быть бессознательным проявлением «семейной лояльности». Тем более что, как вы пишете, отношения сына и вашего второго мужа сложились замечательно. Вам важно самой осознать, что в какой-то период «этот человек» был значимой частью вашей жизни. Возможно, вы даже столкнетесь с осуждением со стороны сына – за то, что перед ним вообще возникла эта проблема. Наверное, совсем избежать этого нельзя: мы слишком важны для своих детей, чтобы они всегда были справедливы в своих оценках. Вы могли бы задуматься о том, в каких выражениях и с какой интонацией вы говорите о первом муже. Можно ли, например, представить себе ситуацию, когда вы всей семьей рассматриваете семейные фотографии: сыну год, рядом с вами другой мужчина? Если эта часть вашей жизни завершена и больше «не болит», такую картину допустить можно, и при этом никто из вас не станет отводить глаза. В этом случае ваш сын сможет прожить и пережить яростное отрицание сходства с отцом, скорее всего оно сменится более сложным и реалистичным представлением о себе.