Не хочу быть жертвой
Здравствуйте, Лариса!
Помогите, пожалуйста! В отношениях с мужем я выступаю в роли жертвы. Не сознательно, конечно. Я всегда раньше про себя думала, что я победитель. И только недавно осознала, что веду себя как жертва. Позволяю оскорблять себя, муж поднимает на меня руку. Я очень болезненно всё это воспринимаю, что естественно мне кажется. И еще, очень переживаю, что подаю плохой пример дочери. От мужа уйти пока не могу. Я Вам уже об этом писала ранее. Хочу перестать быть жертвой, но не знаю, как это сделать. И еще... В детстве мама позволяла себе унижать меня, бить. То есть муж очень напоминает мне в эмоциональном смысле собственную маму. Я знаю, что мне надо "вырасти". Как-то включить своего взрослого. И перестать быть жертвой. Только как? В игры , преследователь - спасатель, я не играю. Стараюсь не преследовать и не спасать. Но как себя _поставить_чтобы не позволять определенных вещей по отношению к себе? Помогите... Очень благодарю Вас за предыдущий ответ.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Лара!
Конечно, это не просто “плохой пример“ для дочери, это просто невыносимые условия для ее формирования; дети в таких ситуациях чувствуют, что их мир рушится, что неоткуда ждать защиты, иногда дети включаются в отношения взрослых, например, встают на защиту матери, потому что так они хотя бы разбивают ситуацию невыносимого ожидания, как там разрешится ситуация у взрослых, участвуя, они хотя бы приближают ее разрешение. Дети ненавидят и любят в такой обстановке родителей, это невыносимая смесь чувств. Не стоит думать, что они ненавидят только обидчика, так же сильно они ненавидят и мать (как правило, страдающая сторона — мать), другое дело, им приходится подавлять эти чувства, потому что иначе ребенок оказывается с ситуации, когда у него никого не остается.
Я не знаю, как не допускать того, что Ваш муж поднимает на Вас руку. Можно было бы сказать, что Вы должны научиться не участвовать в скандалах, выходить из них, не вступать в перепалку, но ведь это очень слабый совет: человек, которому требуется для временного успокоения применить насилие, обязательно найдет способ разжечь скандал. Единственное, что работает — это разрыв отношений, переезд, физическое разделение.
Невозможно не воспринимать это все болезненно, Вы правы. Потому что это буквально больно, речь идет не только об эмоциональных страданиях.
Чего хочет от Вас муж? Хочет ли он каких-то других отношений? Он признает ли вообще за проблему то, что происходит в вашей семье? Может ли он говорить об этом? Как Вы выходите из скандалов? Кто мирится первым? Или до примирения дело не доходит, все ведут себя, словно ничего и не было, до следующего эпизода? Если Вы сейчас не можете уйти от мужа, то можете Вы хотя бы обсуждать с ним все это? Что нужно, на Ваш взгляд, чтобы он изменился? Или он совсем невменяемый?
Ответ эксперта
Здравствуйте, Лара!
Чего хочет от Вас муж? Хочет ли он каких-то других отношений? Он признает ли вообще за проблему то, что происходит в вашей семье? Может ли он говорить об этом? Как Вы выходите из скандалов? Кто мирится первым? Или до примирения дело не доходит, все ведут себя, словно ничего и не было, до следующего эпизода? Если Вы сейчас не можете уйти от мужа, то можете Вы хотя бы обсуждать с ним все это? Что нужно, на Ваш взгляд, чтобы он изменился? Или он совсем невменяемый? Можно ли говорить с ним о возможности семейной терапии или он человек, к которому невозможно даже обратиться с таким предложением?