Как помочь дочери преодолеть страх машин?
Моя четырехлетняя дочь стала панически бояться автомобилей. Перейти улицу почти невозможно, во сне она тоже видит «страшные машины». Никаких аварий при ней не случалось. Как помочь?

Ответ эксперта
Образы автомобилей-преследователей часто всплывают в наших фантазиях или сновидениях. При этом взрослые больше опасаются того, кто сидит в машине; дети же одушевляют сам автомобиль. Нетрудно увидеть лицо или морду животного там, где обычно глаз отмечает фары и бампер. Страх перед могучей силой, которой непонятно что управляет, нередко соединяется у ребенка с рассказом о том, что кого-то «задавила машина», или фразой из телерепортажа «Автомобиль потерял управление». В этих выражениях есть намек на то, что автомобиль – живой и не всегда послушен хозяину. Судя по вашему письму, у дочери уже были и другие, обычные детские страхи и они благополучно прошли. Нынешний страх не обладает какой-то особенной спецификой, разве что доставляет больше неудобств. Помогите дочери, используя силу ее воображения. Игрушки полностью во власти ребенка, совместная игра (собирание машинки или перевозка кукольного имущества на маленьком симпатичном грузовичке) может стать хорошим началом. Есть еще и раскраски, и книжки… Тему машин важно вводить в игру ненавязчиво. Не стыдите дочь за то, что она боится: это поможет перейти улицу, но не позволит девочке справиться со страхом. «Задавленный» страх может выбрать другой объект, обрасти уловками, стать менее доступным для любого воздействия – вашего или, если его окажется недостаточно, детского психолога.