конфликт подростка со школой: комиссия по делам несорешеннолетних
В нашей семье трое детей -13, 9, 5. Сын - старший, всегда был "не очень удобным" (сначала СДВГ, потом эпи-синдром), но благодаря нашим усилиям - хорошо компенсирован. Однако в школе ( в Вашей терминологии, она у нас не самая плохая, но - учебно-центрированная) учителя постоянно жалуются на его демонстративное поведение, на его слишком свободные высказывания, на "выборочное" подчинение авторитетам. В последний месяц позиция школы резко ожесточилась - вплоть до составления документов в КДН. Поводом послужило нецензурное выражение сына в адрес одноклассника, произнесенное на уроке.
Мне казалось, что я сохраняю доверительные отношения с сыном, всякий конфликт удавалось решать "по горячим следам" - с учителями, завучами -мне или мужу. В день инцидента он позвонил мне со словами: "Мам,тебе будет звонить завуч и опять говорить гадости. Пожалуйста, не принимай на себя. Я сорвался, но ты совершенно не при чем. Ты меня хорошо воспитала". Сейчас администрацию "понесло": удалось договориться на "отсрочку приговора" на пару недель, что дальше - не понятно.
С одной стороны, я не оправдываю поведение сына. С другой - как-то сложно мне признать в нем навязываемый администрацией образ отъявленного тирана и мучителя всей школы. Отсюда - мои растерянность и отчаяние. Защищать сына от "злых учителей?" "Прессовать" наглого подростка? Искать "лучшую школу", которой нет? Все три варианта слишком плоские. Посоветуйте, пожалуйста, что в этой ситуации предпринять

Ответ эксперта
Здравствуйте, Светлана. По-моему, у вас много оснований гордиться своим сыном. Он не избегает ответственности, понимает, что нарушил правила школы, и теперь завуч будет "говорить гадости", и даже пытается вас уберечь от переживаний за ваш материнский статус.
Нецензурное выражение в адрес другого ребенка это, конечно, серьезное нарушение школьных правил. Хотя мы знаем, что за пределами школьных стен подобные слова в обиходе у подростков, как бы мы, взрослые не "качали головами", и об этом ему стоит напомнить: есть места, где такая лексика не вызовет протеста и последствий, а есть, где она точно неприемлема.
При общении со школой, возможно, стоит сосредоточится на том, что ваш сын нарушил школьные правила, и что он может понести какое-то наказание за нарушение или возместить ущерб (если таковая процедура в школе имеется).
Каждый из нас что-то может нарушить - и это нормально, все мы люди. Неадекватно ждать безошибочности от людей, и особенно от подростков. Но мы должны быть готовы ответить за нарушения законов и правил. Вот и стоит узнать, какова процедура.
Если эта школа скажет, что вашего сына нужно лишить возможности получать образование именно в этой школе, ну, тогда уж что ж поделаешь... Вы поймете, что у школы нет возможности предложить других вариантов для искупления. Наверное, школа растит безупречных людей, к которым ваш сын, к счастью, не принадлежит.
На попытки школы сформировать образ "мучителя" школы, вы можете фокусировать их на последнем происшествии и на способе его разрешить, понести за него ответственность.
Конечно, школа часто хотела бы иметь более послушных детей, чем те, что в ней находятся. Но если вы признаете, что ваш сын имеет какие-то сложности в том, чтобы хоть как-то воспринимать требования системы, то напоминайте школе о том, что вы работаете и будете работать над этим.
А с сыном можете поговорить о том, что все-таки может помочь ему соблюдать правила школы, пока он не вырос и не определил собственные правила. Потому что вы правы - нет "лучших" школ, в любой школе есть своя система правил, и им придется подчиняться или отвечать за неподчинение.