Я не люблю, когда на меня смотрят в раздевалке...
Я начал вести здоровый образ жизни. Постепенно втянулся и даже получаю от тренировок удовольствие. Единственное, что по-прежнему некомфортно, – это раздевалка и душевая, обязательные для цивилизованных занятий спортом. При одной мысли о том, что меня начнут разглядывать, портится настроение. Можно ли избавиться от дискомфорта?

Ответ эксперта
Вы имели мужество признаться в том, что испытывают многие люди. Ваш дискомфорт преодолим, тем более что у вас речь не идет о каких-то неприятных воспоминаниях, связанных со школой или армией. Если бы дело было в них, вы бы это уже поняли или тон вашего письма был бы другим. Нагота делает любого человека более чувствительным к чужим взглядам – как к нарушению личных, интимных границ. Даже «цивилизованные занятия спортом» все-таки не позволяют избежать ощущения, что тебя рассматривают, и оно может быть неприятно. Этикет, сложившийся в хороших спортклубах и призванный защищать наш покой, не может полностью устранить эту проблему: все равно рассматривают. Может быть, атмосфера клубов попроще, где принято в открытую смотреть на других и даже отпускать грубоватые шутки, как раз способствует разрядке напряженности и более дружелюбному общению. Если люди находятся в одном помещении, странно делать вид, что ты один, намеренно отводить глаза. Дискомфорт питается нашим представлением о том, что всех вокруг занимает только сравнение по части накачанности мышц или тонкости талии. И тогда нам кажется, что люди кругом настроены враждебно и готовы нас высмеять. Я предлагаю вам разрешить себе тоже поглядывать на соседей. Кто они для вас? Наверное, это ваши единомышленники, которые тоже однажды решили вести здоровый образ жизни и пришли в спортзал. И, возможно, они испытывают чувства, сходные с вашими.