Можно ли «срываться» на других, чтобы справиться со своей болью?
У меня иногда болит голова, не сильно, но жить мешает. Я по характеру сдержанная, но вот недавно накричала на человека: потом было неловко, а голова прошла мгновенно! Неужели ради хорошего самочувствия стоит отыгрываться на окружающих?

Ответ эксперта
Ваши догадки верны, и связь между головной болью и подавленным гневом вы не только заметили, но и прекрасно описали. Благодаря этому взрыву вы уже поняли, что «пороховой погреб» существует и его содержание дорого вам обходится. Для сдержанного человека, осознавшего эту связь, вопрос часто звучит жестко: продолжать страдать или превратиться в скандалиста, позволяющего себе бушевать по любому поводу? Последнее представляется настолько недостойным выбором, что даже не рассматривается. К агрессии мы обычно относимся как к чему-то ужасающему и постыдному; «приличный» человек считает, что не должен не только проявлять, но даже испытывать злость, зависть, раздражение. А ведь агрессия является и энергетическим ресурсом множества хороших и нужных дел. Есть выражение «злой работник» (то есть заводной, увлеченный); говорят о «спортивной злости». Ни остроумие, ни настойчивое, через все препятствия, достижение цели невозможны без энергии преображенной агрессии. Ваша энергия хочет выплеснуться, а вы ее привычно сдерживаете – и из этого напряжения рождается головная боль. Суть не в том, чтобы сдерживаться или срываться, а в том, чтобы найти способ творчески использовать эту энергию, дать ей возможность работать на вас.