Смогу ли я вернуться к радостной жизни, какой жила до травмы?
В результате травмы я долго не могла ходить. Меня бросил молодой человек, предала подруга. А теперь возникли и проблемы на работе. Я чувствую апатию, часто плачу, плохо сплю и все пытаюсь понять: в чем я виновата? Я себе не нравлюсь такой, но как мне вернуться к прежней, активной, радостной жизни?

Ответ эксперта
Уважаемая Екатерина, вы оказались в плену высоких требований к себе. Несмотря на физическую реабилитацию, исцеление душевных ран требует времени и немалых усилий. Вы же словно чувствуете себя обязанной скорее показать прежние результаты, тем самым подтвердив, что коллеги не зря помогали вам, что вы стоите их вложений. После серьезной травмы ни один спортсмен не пытается сразу взять прежнюю высоту. Сравнивая свои возможности до травмы и сейчас, вы себя мучаете, упрекаете в несостоятельности, как будто всем пообещали чудесным образом тут же стать прежней, а не смогли. Между тем вы и так сделали почти невозможное – буквально собрали себя по частям. Точка отсчета – не тот идеал победительницы, которым вы себя истязаете, а ежедневный прогресс: сегодня я могу то, чего не могла вчера. Вчера, а не до травмы. Восстановление душевных сил – такой же непростой процесс, как и физическое выздоровление. Так же как вы заново научились ходить, вы вернете свои профессиональные навыки, уверенность в себе, ощущение успешности. Вам предстоит сделать многое: придется разбираться с горькой памятью о тех, кто покинул вас, учиться принимать сочувствие, прощать себе слабость, радоваться тем достижениям, которых раньше вы бы просто не заметили. Вам придется словно заново вырастить себя, как если бы вы с любовью и терпением растили ребенка, соизмеряя свои планы с его возможностями. Если совершить этот труд в одиночку окажется не под силу, воспользуйтесь профессиональной помощью и верьте: вы еще удивите себя и окружающих!