После родов я стала думать о смерти...
После родов я стала думать о смерти. Прежде я никогда не боялась смерти, не думала о ней. И вот теперь я постоянно думаю о том, что когда-то жизнь закончится и для дочери тоже. Имела ли я право рожать, обрекая ее на смерть? Как расставаться с родными людьми? Что ждет нас после смерти?.. Не знаю, как бороться с такими мыслями. Может, это просто страх за дочь?

Ответ эксперта
Тревожащие и даже пугающие душевные состояния сопровождают рождение ребенка гораздо чаще, чем можно подумать. Для вас началась другая эпоха, а прежняя закончилась навсегда. Необратимость рождения заставляет нас задуматься о других циклах жизни, других необратимых переменах. Жизнь и смерть часто упоминают в паре; когда речь идет о чем-то исключительно важном, так и говорят: вопрос жизни и смерти. Давая жизнь ребенку, женщина заглядывает в ту область чувств и размышлений, которая обычно скрыта за повседневными переживаниями. Уязвимость человеческого существования, его конечность – это то, о чем говорить и думать для вас теперь естественно. Вы резко повзрослели, а взросление приносит с собой непростые размышления о смысле жизни. Для многих молодых мам переживания в этот период обостряются и в связи с гормональными изменениями, последствиями наркоза, недосыпанием, усталостью. Сейчас важно решить медицинские вопросы (если они есть) и понемногу «обживать» новую для вас психическую реальность. Из тревог и страхов, посещающих женщину в начале долгого пути материнства, вырастают и прекрасные дары – интуиция, зоркость, понимание, – и беспокойное стремление все и всегда держать под контролем. Как сложится у вас, во многом зависит от того, во что вы сами преобразуете свое сегодняшнее душевное состояние.