Как выбрать время для операции
Добрый день! Нашему сыну ещё не исполнился год, и нам предстоит принять непростое решение. Дело в том, что ему необходима операция, требующая длительной госпитализации (10-14 дней) с жёстким постельным режимом. Операция эта носит плановый характер, то есть имеющаяся проблема не требует срочного вмешательства и в настоящий момент не угрожает здоровью и развитию ребёнка. Принципиально прооперироваться до 6-7 лет, но до этого времени мы можем выбирать. Многие врачи советуют 1-1,5 года, так как в это время ребёнок ничего не запомнит, но мы сомневаемся. Не будет ли этот неосознаваемый опыт более травматичным как раз потому, что ребёнок ещё не может осмыслить ситуацию. Как он перенесёт такое жёсткое ограничение свободы (невозможность встать с постели, гулять и играть как обычно) и медицинские манипуляции. Как отреагирует на пребывание в больнице среди посторонних людей. С другой стороны, для ребёнка постарше всё это тоже будет серьёзным испытанием. Мы будем рады услышать совет специалиста по детской психологии.

Ответ эксперта
Здравствуйте. Понимаю вас, как сложно принимать такие решения.
Но мне кажется, нет причин для такого уж сильного беспокойства, если госпитализация планируется и возможна вместе с мамой. Больница и медицинское вмешательство, конечно, не очень приятное времяпрепровождение для ребенка любого возраста. Но если преподнести ему это как небольшое испытание, которое можно пройти вместе с любящим взрослым, то его точно можно пережить без психологических травм.
Безусловно, иллюзией является идея, что дети 1-1.5 лет "ничего не запоминают", чем меньше возраст ребенка, тем более впечатывается в его сознание все происходящее. И госпитализация без мамы в этом возрасте совершенно точно причинит ребенку психологическую травму. Но если ребенок будет лежать в больнице вместе с вами, и вы сами будете настроены на это мероприятие как на некоторую задачу, которую надо вместе решить, на маленький подвиг, который нужно свершить, то пройти через это будет легко.
В любом возрасте ребенок в значительной степени опирается, ориентируется на эмоциональное состояние родителя. И если родитель уверен и спокоен, убежден в том, что ничего трагичного не происходит, то и ребенок, находясь рядом, успокаивается и воспринимает изменения в своей жизни как естественные.
Если есть возможность отложить операцию хотя бы до его трех лет, то ему было бы, конечно, проще воспринять изменения. Дети - консервативны, и не любят, когда меняется обстановка, и если есть возможность дать ему окрепнуть и повзрослеть, то, возможно, стоит это сделать. А вам, родителям, пока привыкнуть к мысли о больнице - как о важном вашем совместном опыте, как о вложении в здоровье вашего малыша.