Не пользуюсь авторитетом у близких людей
Мне 33 года, есть дочь, замужем, два высших образования (юрист/психолог), выгляжу и одета хорошо.
Друзей немного, много людей для простого общения. Есть мама, есть двоюродная сестра, которая старше меня на 1,5 года. У нее трое детей, замужем, финансово очень обеспечена.
Мама моя живет одна, папа умер, когда мне было два года. К маме приезжаю часто, живем не далеко друг от друга.
Я по своей природе и складу характера тактичный и мягкий человек, очень часто дипломатичный и боящийся обидеть неосторожным словом.
Не скажу, что я крупный специалист во всех жизненных областях, говорю уверенно лишь о том, в чем уверена, проверила на себе или просто точно знаю, почему так или не так, аргументирую.
Приведу несколько недавних примеров.
1. Мама стала сдавать комнату в квартире. Жильцам назвала цену в 5000 рублей, без коммунальных платежей, не оговорила рамки, границы и ответственность. Меня же поставила перед фактом. Я сильно удивилась, почему такая цена и прочее. Мама сказала, что "откуда я знала, сколько стоит сдать комнату, просто назвала первую цену и людей это устроило". Я сказала, что комната стоит минимум 7 тысяч, плюс коммуналка и прочие договоренности - уборка, ремонт, если вдруг что то сломается, помыть-приготовить (очередность). Она от меня отмахнулась. Несколько дней назад к ней приезжал наш родственник, тип- человек с портфелем и в костюме. Удивился от таких "шоколадных" условий, которые она предоставила своим жильцам. И сказал все то же, что изначально говорила ей я.
Итог: после его визита мама поднимает арендную плату до 7000 рублей и четко обозначает границы.
На мой вопрос: а почему ты меня не послушала, она резонно заметила: но он же лучше знает.
2. В свое время я купила солнцезащитные очки (сейчас популярные марки rawban), я спокойно отношусь к шильдикам на вещах, важнее была именно защита от солнца. Сестра сразу же (мы отдыхали вместе) заметила- фу, они же дешевые. Я ей сказала, что конечно это не Шанель, но у них нужная защита именно на солнце и море. Через какое то время она сама приобрела такие же и долго хвасталась и расписывала их преимущества моими же словами.
3. Недавно я делала некоторые процедуры по лицу, в том числе мезотерапию. Как любая женщина после этого рассказала и поделилась ощущениями, эффектом. На что услышала фырканье и кучу возражений- ты что! Зачем так рано делать? И далее пошли поучения и советы, что можно делать мне сейчас. Я сказала, что консультировалась с косметологом, и что это она мне посоветовала сделать определенные процедуры. В итоге мне было сказано, что меня развели на деньги и я дура. А через пару недель я узнаю, что сестра пошла в салон и начала делать курс инъекций мезотерапии и каких то коктейлей. То есть все то же самое, что рассказала ей я и что делала я.
Таких ситуаций великое множество. Как резюме- все, что я бы аргументированно не говорила, воспринимается как "ты клиническая дура" возражения, аргументами которых являются "а мне сказала пятиюродная сестра троюродного брата одной подружки", но в конечном итоге люди делают все то, о чем говорила я, но с поправкой на более авторитетного человека или все то же самое, но своими словами. Иногда хочется дьявольски рассмеяться, сплясать на "костях" и сказать - а я те говорила, говорила, говорила)))))))))))).
Иными словами, признать мою правоту или как то прислушаться к моим словам не позволяет самолюбие и амбиции.
Все это неприятно, обижает и заставляет усомниться в своей компетентности, падает самооценка и настроение.
Что делать в таких ситуациях и надо ли что то делать?
Спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Екатерина!
Когда-то, когда вы были ребенком и подростком, Ваша самооценка, как и самооценка каждого человека, напрямую зависела от того, как к Вам относились в вашей семье, получали ли Вы достаточное количество безусловной любви, внимания; достаточно ли Вас хвалили “просто так“, отмечали ли должным образом ваши достижения и так далее. Мы все растем в зависимости от всех этих компонентов признания в собственной семье. Но потом наступает, к счастью, такое время, когда мы начинаем освобождаться от такой сильной зависимости от своей семьи и того, как ее члены нас оценивают и что в нас они признают как сильные стороны. Это становится неважно, просто потому, что ни наше физическое, ни эмоциональное выживание уже не зависят от членов родительской или расширенной семьи ( тети, дяди, кузены и бабушки-дедушки). Вы имеете догадку — может быть, в ситуации, которую Вы описали, и не нужно ничего делать? Я думаю, это и есть ответ.
Но я заметила еще кое-что. Мне кажется, Ваши родственники как раз признают и Ваши знания, я Ваш авторитет, по-крайней мере, Ваша сестра; проблема состоит в том, что они не могут признать за Вами авторство неких идей, или мнения. Если Вы станете более расслабленной в отношении того, чтобы бороться за “авторство“, займете более снисходительную позицию, то Вас перестанет беспокоить, что другие люди сделали по вашему совету, а что — в силу своих или чужих соображений.
Вы описали довольно часто встречающуюся ситуацию. Так бывает, что люди, добившиеся профессионального успеха, уважаемые среди коллег и даже имеющие широкое признание, в кругу семьи остаются непризнанными и неузнанными. Отчасти это происходит еще и потому, что мы, попадая в привычное окружение, ведем себя тоже “привычно“, старые паттерны общения срабатывают моментально, просто потому, что энергетически они гораздо менее “затратные“. Это можно заметить по тому, как трудно встречают родные какие-то изменения в нашем поведении. Иногда заметно, наиболее часто в подростковом возрасте, когда родители без восторга встречают разные новшества, но и позднее, когда люди отказываются от каких-то привычек, даже вредных, окружение продолжает словно бы провоцировать человека вернуться к прежнему поведению. Стать независимым и от ожиданий, и от оценок, и от провокаций окружения — это задача взросления.
Я желаю Вам наслаждаться своей независимой жизнью взрослого человека.