Меня все используют...
Всем от меня что-то нужно: друзьям, однокурсникам, родным. Я рассталась с молодым человеком, но и он теперь пытается меня использовать: просит о помощи, ждет поддержки. Если я настолько незаменимый человек, то почему мне такие отношения в тягость? И отказать я не могу, меня так воспитали: можешь помочь – помоги. В чем моя ошибка?

Ответ эксперта
Вы считаете себя жертвой, но при этом едко отзываетесь об окружающих. Вы помогаете, когда вас просят, но затем словно заносите очередной «факт использования» в длинный список злоупотреблений вашей отзывчивостью. Что-то тут не сходится. Представьте, что вы наконец сделали то, что не приветствовалось в вашей семье: сказали «нет» в ответ на чью-то просьбу. Скорее всего вы почувствуете облегчение, возможно, с привкусом вины: могла помочь, но… Возможно, вам будет неловко: теперь кто-то обижен на вас... Готовы ли вы стать такой же «плохой», как все остальное человечество? Готовы ли расстаться с представлением о себе как о кроткой, безответной женщине? Перестать быть «незаменимой» и стать совершенно обычной, иногда даже эгоистичной, а то и просто вздорной? И еще одно: если бы вам самой понадобились участие, поддержка, каково было бы узнать, что вам помогают лишь потому, что «человека так воспитали», а сам он считает, что вы его лишь используете? Подумайте об этом.