Откуда эта пропасть между нами?
Я замужем 16 лет, внешне у нас все хорошо, но я чувствую постоянное желание расстаться. И не могу решиться на развод: остаться одной страшно. Мы с мужем пережили и переезд в другой город, и безденежье, и его депрессию, безработицу, запои. Кажется, мы справились, а у меня к нему – пустота, никаких чувств. Мы живем параллельно, у каждого своя работа, друзья, интересы, общие только дочь и квартира. Откуда эта пропасть между нами? Я не могу ни выйти из этих отношений, ни наладить их…

Ответ эксперта
Вы пишете, что семь лет назад начали новую жизнь, переехали в другой город и тогда же стали работать психологом. Обратите внимание на совпадение этих важных событий. О предыдущей жизни, работе, семейных отношениях в письме нет ни слова; возникает впечатление, что и в реальности вы «перевернули страницу» и оставили в прошлом что-то, о чем и сейчас не хочется ни писать, ни думать. Словно в той, прежней жизни вы не получили чего-то очень важного, к чему ваш муж имел непосредственное отношение. Новый период жизни как будто стал ответом старому. Вы оба по-своему «разобрались» с прошлым: вы ушли в работу, а он – в запои. Допускаю, что душевное состояние и проблемы адаптации вашего мужа – это были его бессознательные попытки удержать вас рядом. Проблема в отношениях возникла еще в «той» жизни, но ее решение было отложено, его заслонили другие вопросы (иногда, чтобы не решаться на развод, супруги затевают ремонт или даже заводят еще одного ребенка, а то и переезжают – в другой город, в другую страну). Чтобы понять, как поступить сейчас, вам придется подумать о том «неразорвавшемся снаряде», который был между вами все эти годы. Можно ли его обезвредить, так ли он страшен сейчас? Похоже, вы уже готовы посмотреть в эту сторону, хотя это может оказаться трудной работой. Желаю вам терпения и отваги, которые необходимы тому, кто осмеливается пересмотреть историю своих отношений.