Мне страшно ночевать вне дома…
Я боюсь путешествовать. Желание поехать куда-нибудь – на дачу, к друзьям, за границу – возникает часто, но, когда доходит до дела, появляется страх, что со мной что-нибудь случится. Повышается температура, сердце из груди выскакивает – короче, паника. В прошлом году с большим трудом я заставила себя поехать на море, только в компании... с мамой – с ней не так страшно. Лет до 19 такой боязни не было, а сейчас даже в гости я соглашаюсь приехать только на день, а вечером отправляюсь домой. Этот страх мешает мне жить.

Ответ эксперта
Вы бы удивились, Елена, если бы узнали, сколько людей неспокойно себя чувствуют, когда оставляют свой дом, даже по приятному поводу. Объяснения беспокойству всегда находятся: боюсь что-то забыть, перепутать время вылета, опоздать на поезд... Эти объяснения маскируют древний человеческий страх перед опасностями пути, страх оказаться беззащитным вне стен своего дома. Дорожные приметы и ритуалы (например, присесть на дорожку) имеют то же происхождение: это магические действия, призванные оберечь, защитить от любых, даже маловероятных испытаний и опасностей. Ваше письмо подсказывает и более конкретные предположения о причинах столь сильной боязни. Создается впечатление, что для вас важен не столько сам уход из дома, сколько ночевка под чужой крышей. Если в возрасте 19 лет случилось что-то, что, возможно, действительно напугало вас, теперь страх словно оберегает вас от повторения тех переживаний: не ходи, а то... Размышляя в этом направлении, стоит задать себе вопрос: от чего еще этот страх защищает меня? Чему служит? У эмоциональных состояний своя правда, и не всегда они связаны с конкретными событиями. Поэтому подумайте и о переносном смысле слов «покинуть дом», особенно в контексте отношений с мамой. Охотно ли она отпускает вас? В чем вы зависите от нее, а в чем – она от вас? Как она реагировала, когда вы впервые не ночевали дома? Многое в вашем письме подсказывает, что разгадка – а с нею и пути выхода из кризиса – не в неведомых опасностях, а в самом доме.