Хочу перестать думать о смерти близких. Как?
В юном возрасте не задумываешься о том, что кто-то может тебя покинуть. Но это неизбежно, сначала уходит один, например дальний родственник, потом друг и понимаешь, что скоро твои самые любимые близкие начнут уходить. Как перестать бояться этого. Я каждый день думаю: а кто умрет быстрее, бабушка или дедушка, как он или она будут дальше жить, как мне помогать им, как сделать сейчас так, чтобы им всегда было радостно и чтобы они были счастливы. Я так не хочу, чтобы они уходили. Я хочу, чтобы они всегда были рядом. Я очень боюсь их смерти. О родителях пока не думаю, они еще молодые. Но мысли о бабушке с дедушкой не оставляют меня в покое. Когда я о них думаю, то сразу такая тоска на душе, тяжело и печально.

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Мне кажется, что вам стоит стремиться не к избавлению от страха смерти близких, а к лучшему пониманию этого страха. В принципе, каждый человек в какой-то момент осознает, что его любимые и он сам не будут жить вечно. Некоторые это понимают лишь когда теряют близкого человека. У вас мысли о конечности жизни тех, кто вам дорог, возникли уже сейчас — и в каком-то смысле это хорошо, потому что такое осознание действительно может позволить более полно прожить то время, что вам отведено провести с бабушкой и дедушкой. Но попробуйте понять, почему этот страх возник именно сейчас, что за ним стоит? Что послужило поводом? Что для вас значат бабушка и дедушка — может быть, они олицетворяют что-то, что вам очень не хочется терять? Может быть, они безусловно вас принимают и любят, или особо ценны для вас еще чем-то?
А может быть, вас пугает неизвестность того, что будет после смерти: попробуйте поразмышлять на эту тему, пофантазируйте, что происходит после того, как человек умирает. Почему это так страшно? Может быть, для человека, который прожил долгую и полноценную жизнь, это не однозначно плохое событие, это просто очередной этап его существования — которым совершенно необязательно завершается жизнь его души? Попробуйте понять, что именно стоит за этим страхом, не бойтесь поразмышлять на тему смерти — не думаю, что надо совсем «перестать думать о смерти близких», надо просто попытаться по-новому осмыслить эту тему, принять ее. В целом, отличие человека от любых других живых существ как раз в том, что он знает о конечности своего существования, и это можно рассматривать и как наказание — и как большую ценность.