Куда мне двигаться дальше?
Наверное, это странно: у меня есть семья, друзья, я успешна на работе, но все это не дает мне ощущения радости, наполненности жизни. Я словно потеряла ее цель. Куда мне двигаться дальше? Пытаюсь разобраться в себе и не могу понять, что со мной происходит.

Ответ эксперта
Просто для вас пришло время ставить новые цели, искать новые смыслы. И делать это самой: чужой совет – родителей, подруг, приятелей – больше вас не устроит. Вы переживаете один из кризисов развития; он подступает, как правило, на фоне относительно благополучной внешней ситуации, когда, казалось бы, есть все, чтобы жить и радоваться. Так обычно и советуют те, кому приходилось многие годы биться, крутиться, тянуть, поднимать и преодолевать. Все, чего они достигали, приходило в результате больших усилий и обычно поздно, так что кризис тридцатилетия на таком фоне проходил незамеченным. Представление о счастье как отсутствии несчастий – это наследие трудных времен, когда не до психологических нюансов, а нужно просто выжить, удержаться на плаву, выгрести против течения. У вас все иначе: за первыми житейскими достижениями открывается перспектива, а «сценария» для нее нет. Ваши достижения вполне реальны, и именно они ставят вопрос: чего еще желать, к чему стремиться, как осмысленно провести ближайшие лет 50? Семья и карьера – это формула лишь житейского успеха. Она не дает ответ на вопрос «зачем?», который помог бы осмысленно провести следующий период жизни. Возрастные кризисы мы проживаем в течение жизни несколько раз. Когда задачи предыдущего этапа личностного развития решены, наступает тягостный период: то, что вчера увлекало и заставляло думать, стремиться, действовать, больше не интересует; появляются ощущения скуки, раздражение: и это вся моя жизнь? И каждый раз звучит вопрос «зачем?». Психологический смысл возрастных кризисов в том, что они лишают смысла наши старые, привычные ответы на этот вопрос и заставляют искать новые, а значит – меняться, расти. Желаю вам найти новые повороты на вашем пути.