Почему мне так трудно общаться с сыном?
Я не раз его просто спасала – он много пил. Сейчас «зашился» и ищет работу. Но в разговорах часто старается унизить и оскорбить меня. Мне очень тяжело с ним общаться…

Ответ эксперта
Тяжелая и грустная история. Паулине, вы пишете, что во время работы с психологом мучительно спрашивали себя о том, что пошло не так в его детстве и за что вы ответственны, а за что – нет. Обсуждали вы и мотивы, по которым бесконечно платили деньги за очередную его учебу, содержали неработающего взрослого мужчину – ведь сыну уже 30 лет, позволяли пользоваться своей машиной – словно бы искупали какую-то свою вину из прошлого, реальную или воображаемую. Обратите внимание, жизнь сына (хоть чуть-чуть) стала налаживаться именно в последний год, когда вы резко увеличили дистанцию. Вы перестали не только «помогать», но и контролировать: в его жизни это вообще первый опыт взрослой жизни, когда он сам принимает решения, пить или не пить, искать работу или не искать… Не пьет и ищет. И он больше не чувствует себя виноватым! Всегда был «горем», а сейчас делает одолжение, завозя вам продукты. Он цепляется к словам, требует молчаливого почтительного слушания, вообще ведет себя как хозяин положения: скажи спасибо, что я вообще с тобой разговариваю! Вы привыкли зависеть от него – как будто вся ваша жизнь была посвящена его спасению, а теперь, когда спасать вроде бы не надо, все должно стать прекрасно и безоблачно… Но перед вами тяжелый, порой неприятный человек, явно желающий отыграться, поставить на место и задеть. Поскольку у вас уже есть хороший опыт работы с психологом, важно было бы не считать проблему решенной. Невозможность общаться с сыном – это только верхушка айсберга. Вы медик и хорошо понимаете, что после хирургического вмешательства может понадобиться долгая реабилитация. Узнайте о специфике своей проблемы как можно больше: вам самой предстоит до какой-то степени начать свою жизнь заново. И в этой жизни вопрос о том, «почему он так со мной разговаривает», не должен быть главным вопросом.